Папин клуб

О роли отца в семейном воспитании

 

Чувство отцовства — одно из самых сильных эмоциональных чувств, испытываемых мужчиной. Его влияние на воспитание ребенка менялось от одного исторического этапа к другому и во многом зависело не только от социальных условий, но и отдуха, ценностей семьи. Для маленького ребенка важна гармония в семье — обязательное наличие в ней всех членов. Только при таком условии он чувствует себя комфортно. Естественно предположить, что роль отца ничуть не ниже роли матери в воспитании ребенка. Она просто другая. Другие акценты, связанные с особенностью мужского влияния на ребенка.

Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы, писал Н.М. Карамзин. Роль отца чрезвычайно велика для ребенка, независимо от того, мальчик это или девочка. Его отсутствие болезненно сказывается на ребенке. В его понимании мира появляется брешь, которую вряд ли можно «залатать» увеличением заботы со стороны матери или остальных родственников. То есть с полным основанием можно сказать, что отец — незаменим для ребенка.

Но одинакова ли мера ответственности матери и отца за воспитание ребенка? Думается, что нет. И это связано прежде всего с ролями, которые выполняют самые близкие ребенку люди. Конечно, нельзя с математической точностью разделить все направления семейного воспитания и выявить четко те линии, которые развивают в семейном воспитании оба родителя. Можно лишь сказать, что воспитание ребенка — это большая и ответственная работа. Известный педагог В.А. Сухомлинский считал, что отцовство и материнство не манна небесная, а трудное и выстраданное счастье, которое приходит только к тому, кто не боится совместного труда на ниве воспитания ребенка. Он характеризовал сложность этого труда и представлял его как влияние разума и чувств, мудрости и любви, умения, наслаждаясь нынешним мгновением, тревожно заглядывать в будущее. Там, где утрачена эта мудрая отцовская и материнская способность, счастье становится призраком. Сам он как отец много внимания уделял своему сыну. Известная его книга «Письма к сыну» как раз и состоит из глав, в которых он демонстрирует свою отцовскую мудрость.

Как-то уж повелось, что основные вопросы воспитания ребенка решает женщина, мать. Отец работает, он занят, ему не до этого. К нему можно обращаться только на стадии конфликта или непонимания, как к тяжелой артиллерии. В этом основная ошибка. Непонимание роли отца ведет к ее ущемлению, а иногда противлению или забвению. Разве уж такая редкость семьи, где отцы живут себе своей жизнью, не вникая в дела членов семьи.

Отцовство — это комплексная социальная роль, включающая воспитательные и биологические аспекты. Неважно, в браке рожден ребенок или вне его рамок, мужчина, участвующий в зачатии, приходится биологическим отцом. Отцовство — это и сложное чувство. Не все мужчины, даже имеющие детей, испытывают его глубоко и чувственно. Не секрет, что чувственный мир мужчины отличается от чувственного мира женщины. И не только потому, что «биологически» она принимает гораздо большее участие в вынашивании ребенка, в его появлении на свет, нежели мужчина. Исстари так повелось, что основной хранительницей домашнего очага является женщина — мать! Ее предназначение в семье для ребенка гораздо шире мужского, отцовского. Именно она справляется с агрессией, насилием и конфликтами, которые нередки в некоторых семьях. Она прививает ребенку основные нормы поведения и формирует ценности семьи. Мать охраняет ребенка от всех напастей. В старину, провожая на рать, она обязательно вешала на шею сыну ладанку, которая, все были в этом убеждены, оберегала его во время битвы.

А что же отец? Он кормилец, добытчик, вершитель семейных дел. Это идеальный портрет. Современная жизнь корректирует место мужчины в семье, влияя в том числе и на его отцовство. Одного не отнять от отца, он является носителем мужского образа в семье. От того, каков этот образ, зависит во многом, как будет воспитан ребенок. Если отец «забит» матерью, задвинут на вторые, а то и третьи роли, то у ребенка формируется или жалость к нему, или досада, что в его отце нет ничего героического. И, наоборот, если отец — тиран и домашний изверг, то ребенок испытывает крутую смесь страха и любви к нему, что тоже ни к чему хорошему в воспитании не приведет. В зависимости от отношения к ребенку в педагогической литературе существуют разные типы отцов, приведем несколько для ознакомления (О.Г. Прохорова):

«Крепкий орешек» — папа, который все делает по правилам, никогда не идет на компромисс и соответственно со своей позицией не помогает ребенку в решении его проблем.

«Карабас-барабас» — злой, жестокий, признающий только подавление и авторитет силы.

«Попрыгунья-стрекоза» — это папа со «свободными» взглядами на свою жизнь в семье и на свои роли мужа и отца. Он не имеет ответственности за семью, поскольку где-то на подсознательном уровне считает себя «вольной птицей».

«Добрый молодец» — коммуникабельный, открытый человек, помогающий своим друзьям по первому зову. Эти дружеские выходки могут ничего общего не иметь с семьей, и, соответственно будут восприниматься членами семьи как ненужная бравада. Обычно в семьях, где такой отец, ссоры и конфликты.

«Подкаблучник» — всем известный тип. Такой папа не имеет своего голоса в семье, во всем, даже в мелочах, подчиняется жене, ее родне. Он не помощник своему ребенку, поскольку боится взять его сторону, даже если ребенок в конфликте прав.

«Папа-мама» — этакий «хлопотун». Все умеет делать, вполне может заменить мать, разве только грудью не может накормить ребенка.

Отцовство связано с материнством. Поэтому изменения, происходящие с папой, влияют на маму и на всю семью, и наоборот. Главное для родителей — понять, что воспитание ребенка не может протекать само по себе, стихийно, без родительского влияния и труда. Накормить, напоить и одеть — это десятитысячная доля родительского участия в жизни ребенка. Основное — научить его взаимодействовать с миром, найти свое место в нем и выполнить свое предназначение. Начинать нужно с того, что еще на стадии беременности жены осознавать свое участие в семейном «триумвирате». Как конкретно может мужчина осуществлять свое предназначение на предварительном этапе воспитания? Не так уж и сложно. Говорить со своим ребенком. Не сомневайтесь, он вас слышит. Признаваться ему в любви, страстно ждать его появления на свет. Это, так сказать, фундамент ваших взаимоотношений, который закладывается еще на уровне перинатального (внутриутробного) воспитания. Далее все стараться делать вместе. Ребенок оценит ваши усилия. Совместные купания, кормления, гуляния, переодевания. Для этого всегда можно найти время даже при сильной занятости. Пришли с работы, загляните к ребенку, даже если уже поздно и он спит. Начнет разговаривать, найдите время ему позвонить и поговорить. Если вдуматься, это не отнимет так уж много драгоценного времени, а пользу принесет колоссальную. Таким образом, все отцовские воздействия оказывают влияние на развитие личности ребенка.

 

Стиль отцовства зависит от многих факторовСреди самых важных можно назвать следующие:

Количество времени, которое отец тратит на свою работу. Безусловно, работая, отец стремится улучшить жизнь своей семьи. При этом было бы странно ожидать от него постоянного присутствия в доме. Здесь роль матери велика. Она представляет «образ» отца, постоянно говоря о его занятости во имя семьи. Формирует у ребенка понимание ответственной роли отца в благосостоянии семьи, учит детей уважительному отношению к нему и результатам его труда. Такие слова, как «Папа о вас постоянно заботится», «Что скажет папа, когда узнает о твоих оценках? Ведь он так рассчитывает на тебя» дисциплинируют ребенка, формируют у него уважение к отцу, его работе.

Количество времени, которое отец проводит с женой и ребенком (детьми). Занятость отца работой сказывается на количестве времени, которое он может проводить с семьей. Но никакая занятость не может помешать ему это сделать, если есть желание и понимание меры ответственности за воспитание ребенка (или детей). Всегда можно найти время для общения со своей семьей. Другое дело, что лень, или нежелание или предпочтение своих интересов может вмешиваться в процесс взаимодействия. Но это уже другая история, требующая других рекомендаций.

Позиция отца во внутрисемейных отношениях (зависимая, независимая, позиция равенства) Велико значение той позиции, которую занимает отец во внутрисемейных отношениях. Прекрасно, если это позиция уважительного отношения друг к другу супругов. Тогда у детей сформированы или формируются уважение к отцу, благодарность за его труд и заботу о семье. Но это, к сожалению, присутствует не во всех семьях. И зависят зачастую не только от отца, но от умения и желания матери выстраивать такие теплые, родственные отношения.

Степень участия отца в делах ребенка. Здесь важно не столько само взаимодействие с ребенком, сколько мера его участия в делах своего малыша. Для отца все должно быть важно в жизни ребенка, даже если на его взрослый взгляд дело ребенка «яйца выеденного не стоит». Отцу полезно помнить о том, что мера ценности того или иного дела ребенка разная для него и для взрослых. И если вам кажется, что это ерунда, не удивляйтесь, когда узнаете, как это значимо для вашего ребенка. Этой важной для его жизни вещью может быть рисунок, который он нарисовал лично для вас, спор, который он выиграл со своими друзьями по поводу вашей работы или ее результатов. Это может быть просто его желание рассказать вам о том, что с ним произошло в садике или школе. То есть любое желание ребенка поделиться с вами своей жизнью очень важно и ценно. Герой книги детского писателя В. Драгунского Дениска так описывал свое желание общаться с папой: «Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как бельё на заборе. Ещё я очень люблю играть в шашки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо».

Очень важно хвалить ребенка за выполнение тех иди иных дел и поручений. Особо важна похвала отца, поскольку ребенок видит его, как правило, реже матери или бабушки и очень трепетно относится к признанию результатов своей деятельности со стороны отца.

Обобщая вышесказанное о роли отца в воспитании детей, еще раз хотим напомнить простые истины. Философ и ученый С. Брандт еще в XVI в. подчеркивал значимость семьи в воспитании ребенка, считая, что «ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему». Другой педагог, живший и творивший в XX в., А.С. Макаренко развил эту тему в своих педагогических сочинениях, утверждая: «Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь... все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями». Вот насколько важна фигура отца для ребенка. Эта важность не зависит от того, чем именно занимается папа. Главное в принятии ребенка то, что этот мужчина его ПАПА! Хочется завершить рассуждения о роли отцов в жизни детей словами все того же героя рассказов писателя В. Драгунского: «Однажды мы с папой пошли в зоопарк, и я скакал вокруг него на улице, и он спросил:

— Ты что скачешь?

А я сказал:

— Я скачу, что ты мой папа!

Он понял!»

Советы бывалого педагога

В родительский блокнот

❀ Не списывайте на отсутствие времени свое нежелание заниматься делами ребенка, он все понимает!

❀ Заведите правило, ложась спать, заглянуть в детскую.

❀ Звоните ребенку по телефону.

❀ Не старайтесь воспитывать «в пику» жене и матери.

❀ Общайтесь регулярно. «Воскресный папа» очень вреден для ребенка.

❀ Помните, что у вас столько же прав на ребенка, сколько и у матери

❀ Не забывайте и об обязанностях.

❀ Не задумывайтесь о «половой» окраске взаимодействия — активно общайтесь и с сыном и с дочерью.

❀ Не обманывайте своего ребенка. Помните, что «все тайное становится явным».

❀ Не унижайте ребенка и уж, конечно, не допускайте насилия по отношению к ребенку.

На заметку бабушке и дедушке

❀ Не настраивайте ребенка против отца, приходящегося вам зятем, даже если он вас и не устраивает.

❀ Приучайте ребенка уважать отца. Подавайте пример.

❀ Не допускайте произвола со стороны членов семьи по отношению к ребенку.

❀ Действуйте последовательно и системно. Используйте в воспитании ребенка единые правила, выработанные всеми членами семьи.

❀ Признавайте за ребенком право быть на равных с остальными членами семьи.

❀ Если отец много работает, старайтесь формировать у ребенка его положительный образ.

свернуть

Роль отца в семье

ГЛАВНОЕ ЗАБЛУЖДЕНИЕ

Бытует такое мнение, что отец обязан зарабатывать деньги! Это считают основной задачей мужчины как папы. А в процессе воспитания детей отец начинает принимать участие где-то с пяти-шести лет, когда уже и воспитывать поздно.

Утешает только то, что в настоящее время тенденция присутствия отца в жизни семьи постепенно возрастает. Хотя бы взять во внимание то, насколько современное поколение хочет отцовства. Все больше будущих пап хотят ребенка, ходят на курсы, присутствуют на УЗИ и во время родов, с большой радостью и нежностью помогают ухаживать за грудным ребенком. Хочется верить, что отцовство становится осознанным и для наших мужчин. Попробуем выяснить, какую роль играет отец в воспитании сыновей. Для начала отметим, что папа есть папа – он не заменитель мамы, у него совсем другие функции в семье. Мама дает ребенку нежность и ласку, папа же отвечает за уверенность и защиту. Мама примет ребенка всегда, пожалеет, успокоит. Отец – это человек, который стимулирует ребенка к развитию, помогает выяснить причины неудач, побуждает к достижениям и вселяет веру в себя. Ребенку нужно и то, и другое, поэтому так важно всеми силами сохранять хорошие отношения между родителями.

РЕБЕНОК – ЭТО НАШЕ ЗЕРКАЛО

Добрый отец – это человек, который не дрессирует правильного и выгодного ребенка, а воспитывает своим примером, закладывает способность видеть, создавать и отдавать добро! Это человек, который без колебаний оставит все дела, когда почувствует, что ребенку нужно время, чтобы поиграть, побыть с папой.

Добрые родители – это те, которым дети признательны всю жизнь! Не деньги, не образование, не приказы воспитывают ребенка – отец должен чувствовать своего ребенка. Отцами не рождаются, ими становятся. Воспитать в себе умение чувствовать потребности своего ребенка, умение помочь, посоветовать, а иногда отойти и позволить ребенку идти своей дорогой, вместе с тем поддерживать его, невзирая ни на что, – тяжело, однако это надо сделать, чтобы вырастить гармоничную личность. Ребенка нужно готовить к жизни. Малыши помнят все, что дали им родители: и хорошее, и плохое.

Воспоминания из детства – это не дорогие подарки или поездки (это только способ откупиться от ребенка), а время, проведенное с родителями. Ребенок хорошо запомнит чувство, когда ему так хотелось родительского внимания, а папа не нашел времени и спрятался за личными делами. Дети хорошо понимают, когда от них откупаются, и не прощают этого…

Часто можно услышать: «Добрый отец, и сын пошел в него». Но это не передается генетически. Ребенок – это наше зеркало, поэтому воспитывать сначала нужно себя, а не его. Когда кто-то делает замечание вашему ребенку, не огорчайтесь, не объясняйте, не оправдывайтесь, а ищите причину в себе.

Итак, отец в нашей жизни появляется еще до нашего рождения. Если папа обеспечивает маме спокойствие, ребенок чувствует счастье и силы еще на том этапе, когда он находится в животике.

Чем больше папа будет любить маму, тем больше ребенок будет любить отца!

Конечно, если он будет разговаривать с ребенком, будет гладить животик, будет петь, будет рисовать и просто радоваться от того, что у него уже есть малыш, то быстрее и легче установится тандем «отец-ребенок».

ИССЛЕДОВАНИЯ ПОДТВЕРЖДАЮТ…

Исследования подтверждают, что если отец принимал активное участие в пренатальной (дородовой) жизни ребенка, то он быстрее начнет узнавать папу и реагировать успокоением на него голос почти сразу после рождения.

В первый год жизни закладывается умение распределять любовь. Этому учит папа, показывая, как он любит маму и ребенка. Малыш уже ощущает, что разные люди проявляют любовь к нему по-разному (мама берет на руки и жалеет, отец берет на руки и разговаривает; мама говорит: «Ты мое Солнышко, Зайчик, Котик…», а отец: «Ты моя гордость…»), и это правильно. Если первые несколько лет отец не уделяет внимания ребенку, ожидая, когда он подрастет, то он упускает время, потому что основа нашей личности формируется в первые шесть лет.

свернуть

Психическое развитие детей дошкольного возраста

 

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

Все хорошие родители желают видеть своих детей порядочными, умными и достойными людьми. Чтобы ребёнок вырос, действительно, таким, каким видят его родители, нельзя забывать о психическом развитии детей дошкольников. Какие шаги стоит предпринимать родителям, чтобы их дети выросли такими, как желают мама и папа?

ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, РЕБЁНКУ НЕОБХОДИМА ЛЮБОВЬ

Одна из важных составляющих — это любовь к ребёнку. Возможно, это покажется странным, ведь все или почти все родители любят своих детей. Конечно, так и есть на самом деле. Только вот, любовь к своим детям мы проявляем, в большинстве своём, те моменты, когда они нас чем-нибудь порадуют. Тогда, конечно, мы приходим в восторг и хвалим ребёнка, не жалея слов и ласки.

Но, если взять противоположную ситуацию, а именно, когда ребёнок что-нибудь натворил или пытается отвлечь нас, когда мы чем-то заняты? Как мы поступаем тогда? Не редкость, когда мама ребёнка на третьем месяце жизни говорит: «Постоянно кричит. Как же он надоел». Или отец говорит ребёнку на третьем году жизни: «Разве ты не видишь, что взрослые разговаривают? Быстро выйди из комнаты». При этом и эта мама, и этот папа считают себя абсолютно правыми.

ГЛАЗАМИ РЕБЁНКА

Но, давайте посмотрим на эту ситуацию глазами ребёнка. Что он чувствует? Малыш может сделать вывод: «Со мной ругаются, меня выгоняют. Наверное, меня больше не любят!». Но ребёнку важно чувствовать любовь мамы и папы, даже когда они им недовольны. Для того, чтобы добиться взаимопонимания с ребёнком, необходимо много времени. И терпения. Например, папа, который выгонял ребёнка из комнаты, мог сначала спросить малыша, почему он пришёл, выяснить причину, по которой он вмешался в разговор взрослых. После этого можно было предложить малышу погулять или поиграть, пока папа с товарищем не закончат разговор.

Наблюдения многих педагогов и психологов показывают, что чувство постоянной заботы и любви родителей помогает ребёнку ощутить себя защищённым и раскрыть все свои положительный качества и таланты. Если же ребёнок лишён такой поддержки, то он может вырасти озлобленным и замкнутым в себе.

ВЫВОДЫ

Исходя из этого, можно понять, что воспитать чувство уверенности в ребёнке – важная обязанность супругов в семье. И воспитывать это чувство необходимо с самого первого месяца жизни ребёнка. С момента появления на свет малыш должен чувствовать, что его любят, что о нём заботятся и защищают. Физический уход, конечно, важен, без него не обойтись: перепеленать, покупать, накормить, сделать массаж. Но и о психическом развитии детей дошкольников не стоит. А развиваться он начинает с рождения и очень быстро.

У родителей нет заботы большей, чем забота о ребёнке. Конечно, мы не всегда способны контролировать своё отношение к ребёнку и свои эмоции. Даже если он не является причиной нашего плохого настроения. Но, ребёнок это воспринимает на свой счёт. Он может считать, что наше негодование вызвано его поведением.

Многие родители не реагируют на крики новорождённых. Они просто убеждены, что он поплачет и перестанет. При этом они ссылаются на какие-то, якобы, авторитетные источники. Понятно, что общих вопросов дать тут невозможно. Причин плача у малыша может быть много. Но, всё-таки, если ребёнок просится на руки, не надо ему отказывать в этом постоянно, ссылаясь, якобы, на то, что если его носить на руках, то он вырастет избалованным ребёнком.

Но дело в том, что если не брать ребёнка на руки, не подходить к нему, когда он плачет и не успокаивать, когда он капризничает то, рано или поздно он успокоится, когда выбьется из сил. Но по какой причине он кричал, почему он капризничал? Просто из-за вредности или действительно, нуждался в помощи? Если мама и папа придерживаются такой тактики, то не надо удивляться, когда ребёнок в более старшем возрасте отстраняется от родителей. Когда от него ждут сочувствия, но не получают. Когда с ребёнком пытаются поговорить о каких-то проблемах, которые его беспокоят, а он отмалчивается в ответ.

свернуть

Воспитание сына отцом

Отец для мальчика — это прямая инструкция к действиям. Мальчик – это отражение отца в хорошем и в плохом. Ребенок будет подражать лишь тому человеку, к которому ощущает симпатию. Поэтому очень важно, чтобы отец был терпеливым к сыну, проявлял свою любовь. Мальчик должен уважать своего папу, а не бояться его. А тот должен поддерживать сына и верить в него. Отец отвечает за самоуважение мальчика, за его успехи в жизни. Лучше всего, когда отец видит сына победителем.

Самостоятельность тоже лежит на родительских плечах. Спрашивайте, что думает ребенок по некоторым конкретным вопросам, совещайтесь с ним и советуйте ему, но не приказывайте! Ребенок должен сам избрать жизненную дорогу. Вы как отец должны стать проводником, а не диктатором.

ПОДАВАЙТЕ ПРИМЕР

Только собственный пример может воспитать в сыне любовь и уважение к женщинам. Если сын с пеленок видит пренебрежение, игнорирование или, что еще хуже, побои, то будьте уверены, он непременно поднимет руку на маму, со временем на жену, а на дочери отработает весь свой детский опыт!

То же самое касается и мужества. Это качество тоже не воспитывают на словах. Нужен только пример из папиной жизни.

НАКАЗАНИЕ И МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ

Относительно наказания, то папа, в отличие от мамы, делает это долго и бескомпромиссно. Однако сыны спокойно относятся к этому. Они будто интуитивно ощущают, что так надо. Мальчику нужна родительская суровость, чтобы быть конкурентоспособным в жестоком мире мужчин.

Если ребенок растет без отца, тогда он обязательно будет искать примеры наследования в других мужчинах. Такие дети часто имеют проблемы в общении и им очень тяжело воспитывать собственных детей, они не знают, как это делать.

ИТОГИ

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что роли и функции отца в воспитании мальчика сводятся к двум основным обязанностям, имеющим чрезвычайно важное значение для его (мальчика) будущей жизни:

Отец вводит ребенка в мир социальных отношений, учит его адекватно воспринимать и оценивать себя и других, способствует становлению сына как представителя мужской субкультуры. Все это определяет личностное и социальное развитие мальчика.

Отец помогает сыну в осознании себя как мужчины, что предопределяет нормальное психическое развитие мальчика и предотвращает проблемы в сфере взаимоотношений полов.

Неучастие мужчины в выполнении этих важнейших функций может послужить источником самых разнообразных проблем в жизни мальчика:

он может стать изгоем в среде сверстников, приобретя ярлык «маменькиного сынка», только потому, что у него перед глазами не было примера мужского поведения, мужского способа решения жизненных проблем;

мальчик может стать предметом насмешек по причине незнания каких-либо реалий мужской субкультуры;

его общение с представительницами противоположного пола также может быть отягощено большим количеством проблем в связи с неумением завязывать контакты и выстраивать систему взаимоотношений.

Отцовская строгость нужна мальчику — так он получает первые уроки взаимодействия с мужским сообществом, где часто правят законы, не отягощенные излишней гуманностью

свернуть

Воспитание дочери отцом

 

Мама учит девочку жизни в доме и в семье, а задача отца – вывести ее в мир. Если он будет поддерживать, будет хвалить, будет стимулировать свою доченьку, тогда она сможет поверить в собственные силы и достичь успехов в профессиональной деятельности.

Еще одна роль отца в воспитании дочери – это взаимоотношения с мужчинами. Если отношения с отцом будут гармоничными, девочка будет выбирать мужчину, похожего на своего отца (по характеру, привычкам, взглядам на жизнь, внешним признакам). Потому что она уже хорошо знает, как общаться с папой, и подсознательно выбирает себе подобных партнеров. Девочка усваивает, как должны вести себя мужчины, через поведение отца. Здесь отцу важно проявлять как можно больше любви, нежности и уважения к маме.

НЕ ПОЗДНЕЕ ЧЕМ В ГОД!

На основе общения с папой будут формироваться представления девочки о себе как о женщине. Женственность нужно воспитывать не позднее чем в год! В чем это проявляется? В высказываниях: «Ты моя принцесса», «Ты мое золото», «Красавица ты моя». Если папа хвалит свою дочку, то это добавляет ребенку уверенности в себе.

Отец должен уважать дочь как личность, советоваться с ней, спрашивать у нее, что она думает относительно какой-то конкретной ситуации, события, поступка. А когда девочка вырастет и у нее появятся друзья-мальчики, обязательно надо относиться к ним благосклонно, даже если папа считает, что этот мальчик не пара его принцессе.

СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ

В новую семью девочка перенесет тип общения, который доминировал в общении с отцом. Семейная жизнь будет детерминированной детскими отношениями с отцом.

И, конечно, девочка, которая получила много любви от папы, вырастет эмпатичной, доброй и чувствительной. Она чудесно будет понимать других, будет уметь любить и будет знать, как делиться любовью с детьми, мужчиной, людьми, которые ее окружают.

Родительской осознанности и ответственности вам!

свернуть

Совместные игры и упражнения

 

ПРАКТИКУМ: CОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ И УВЛЕЧЕНИЯ

Игры с ребенком начинаются уже с самых первых месяцев его жизни. Сначала это различные пальчиковые игры — «Сорока-белобока», «Ладушки»; игры с погремушками. В таких играх обычно отец участия не принимает, оставляя эти забавы и развлечения маме. Но такая позиция абсолютно неверна. В этих немудреных, но крайне необходимых для развития ребенка играх идет сложная работа по установлению контактов между ребенком и окружающим миром. И отсутствие отца в этих играх приводит к тому, что ребенок начинает его воспринимать как нечто отдаленное, непонятное, чужое.

В ИГРЕ — ОБЩЕНИЕ.

Играя же и общаясь, отец и сын начинают строить свои взаимоотношения. Ребенок привыкает к тембру отцовского голоса, к его облику, действиям. Отец же со своей стороны учится понимать своего ребенка и его потребности, выражаемые при помощи мимики, лепета. Так в игре создается основа будущего взаимопонимания между отцом и ребенком. Мы не говорим о сыне или дочери, потому что в первые месяцы жизни ребенка, игры и общения с ним нет необходимости дифференцировать по полу. Даже игрушки, покупаемые родителями для ребенка первого года жизни, не имеют какого-либо жесткого разделения по полу — они универсальны: погремушки, мячики, мягкие игрушки в равной степени используются в играх, как мальчиками, так и девочками.

КАК ЖЕ ИГРАТЬ С МАЛЬЧИКОМ?

А вот на втором году жизни ребенка ситуация резко меняется. Выбор игрушек уже четко определяется полом ребенка. И хотя определенный универсализм игрушек еще присутствует — мягкие игрушки, пирамидки, кубики по-прежнему приобретаются как для мальчиков, так и для девочек, но в остальном игрушки, покупаемые сыну или дочери, начинают все в большей и большей степени различаться. Для мальчика таким рубежным приобретением является чаще всего игрушечный автомобиль, а для девочки — кукла. Вот так примерно с годовалого возраста появляются уже отдельные игры для девочек и мальчиков. И естественно, что здесь, в мальчишеских играх, отец принимает более активное участие.

ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ЭТИ ИГРЫ?

В них обязательно присутствует направленность на развитие определенных свойств и качеств, присущих мужчинам и наиболее востребованных в жизненных ситуациях, с которыми сталкиваются мужчины. Поэтому совместные игры отца и сына имеют ряд довольно четко выявляемых особенностей. Прежде всего, в них обязательно присутствует активная двигательная составляющая. Совместные игры отца и сына — это чаще всего шумная возня и беготня. Прятки, жмурки, догонялки — вот типичные образцы таких игр. В них стимулируется физическое развитие, необходимое в становлении мужчины. Часто в таких играх есть элементы силового противоборства: различные виды борьбы, отработка приемов физического воздействия и противодействия и т. д. Так в игре отец дает сыну уроки психологической и физической подготовки к возможным вариантам выяснения отношений, с которыми мальчик может столкнуться в будущем.

Однако инициатива в организации игр такого рода исходит не только от отца. Сын тоже может затевать подобные развлечения. Нужно сказать, что популярность таких игр постепенно возрастает, начиная примерно с 4 — 5-летнего возраста, и достигает апогея к 7 — 8 годам. Это не случайно — именно на этот возрастной промежуток приходится процесс половой самоидентификации мальчика, активного самоутверждения в качестве представителя мужской половины человечества. Этим и объясняется потребность в силовых противоборствах с отцом, которые вносят существенный вклад в такое самоутверждение. Умения и навыки, приобретенные в играх с отцом, в дальнейшем переносятся в новое окружение, и процесс самоутверждения начинается заново в среде сверстников.

Еще одним признаком мужских игр является их четко выраженная соревновательная направленность. Уже с первых лет жизни мальчика в его играх с отцом присутствует элемент сравнения: кто сильнее, быстрее, точнее и т. д. Именно поэтому практически в любой игре есть определенные признаки, по которым определяется победа. Достижение победы — наиболее простой и эффективный способ выяснить, кто же из участников игры оказался наиболее сильным, ловким, умелым. Соревновательность игр отца и сына имеет немалое психологическое значение. Во-первых, ее можно расценить, как неосознанное желание сына проверить себя, свои качества в ситуации соперничества с другим представителем мужского пола, в качестве которого выступает отец. Во-вторых, это стремление ощутить себя победителем, человеком, способным на значительные усилия для достижения цели. В-третьих, это опять же стимулирование физического и психического развития мальчика, катализатором которого как раз и служит соревнование, сравнение себя с другими. Все это вместе позволяет мальчику подготовиться к самостоятельной жизни внутри мужской субкультуры, ведь соперничество является одной из главных характеристик мужского общения.

Естественно, в соперничестве с отцом мальчик имеет довольно призрачные шансы на победу. Однако в игре отец должен помнить, что чувство победы необходимо для его сына. Это ни в коей мере не означает, что отец должен постоянно поддаваться сыну, наоборот, легкая победа, а уж тем более раскрытие явной уступки со стороны отца могут привести к разочарованию и обиде. И чем старше сын, тем более обидными будут для него эти поддавки. Но в то же время иногда отцу стоит уступить сыну. Это не должна быть явная, наигранная уступка — для полного ощущения победы уступка должна происходить после упорной борьбы. И сколь радостным будет для сына сознание того, что он смог одержать победу над сильным и ловким соперником! С психологической точки зрения это чувство победы является очень важным для становления мужчины, формирования его самооценки.

свернуть

Отец и сын

ЛЮБОВЬ ОТЦА ПРЕДМЕТНА

В проявлениях родительской любви отцы отличаются от матерей. В большинстве случаев мать любит своего ребенка безотчетно, ее любовь словно запрограммирована генетически. Любовь же отца всегда предметна.

Отец традиционно связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка. Тем самым буквально с первых лет жизни отец демонстрирует и прививает ребенку ценностное отношение к себе, к миру, к жизненной ситуации.

По сути дела, исходя из оценочного подхода к сыну, его мнениям, решениям, поступкам, отец осознанно или неосознанно учит мальчика видеть самого себя и свои действия со стороны, соотнося их с определенной системой социальных оценок, с критериями приемлемости тех или иных поступков в конкретной ситуации.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ ПОВЕДЕНИЯ

Своим поведением, своим отношением к миру и к окружающим людям отец предоставляет сыну первоначальный образец и в течение долгого времени, возможно всей жизни сына, является для него непосредственным примером для подражания. Во всех формах общения отец на основании своего опыта учит сына эффективно действовать в определенных жизненных ситуациях, причем действовать так, как подобает именно мужчине, в соответствии с принятыми нормами поведения. Этот процесс обучения жизни многообразен и многосторонен. Он включает развитие навыков самообладания, умения взаимодействовать с людьми, прикладных умений, связанных с выполнением практических действий (использование инструментов и различные работы по дому, ремонт технических устройств и т. д.), специфических «мужских» увлечений (охота, рыбалка, посещение спортивных состязаний).

Такие воспитательные воздействия формируют мальчика как представителя мужской субкультуры, дают ему знания о распределении ролей и обязанностей между полами, создают направленность его интересов и путей их реализации, соответствующую общепринятым представлениям о том, чем должен увлекаться и заниматься мальчик. Именно поэтому большинство отцов крайне негативно относятся к проявлениям у их сына неподобающих, с их точки зрения, игр, увлечений и интересов: играм в куклы, использованию женских образов в ролевых играх, пристальному слежению за модой, повышенному интересу к собственной внешности и т.д. Также предметом раздражения отцов может стать отсутствие у сына интереса к технике, ремеслу и т.д. Такие негативные эмоции вполне объяснимы: в этой ситуации отец на каком-то подсознательном уровне ощущает, что не справляется с функцией, которую он должен выполнить, — подготовить своего сына к жизни в обществе, где заранее определены параметры восприятия мужчины.

Весь багаж знаний, переданный ему взрослыми, ребенок накапливает с годами. И только от их компетентности, грамотности зависит успех в полоролевом воспитании дошкольников.

свернуть