С хорошими манерами не рождаются, их приобретают в детстве под влиянием взрослых и окружающей среды. Родительский дом оказывает огромное влияние на установки в поведении и формирование системы ценностей ребенка. Мы, взрослые, являемся для ребенка образцом как в речевом поведении, так и в поступках. Как часто можно услышать фразу: «Он весь в отца» или «У нее походка как у мамы!». Дети наблюдают за нами: как мы ходим, держим осанку, жестикулируем, смеемся, разговариваем. Наши контакты с людьми в разных ситуациях (поликлиника, кинотеатр, магазин и т. д.) также замечаются детьми. И если родитель проявляет недовольство, придирчивость и даже грубость, то сможет ли ребенок сам по себе стать вежливым?
Если малыш будет понимать сущность правильного поведения, то найдет способ, как поступить в той или иной ситуации. А сущность здесь проста — уважение, внимание, чуткость к тем, кто с тобой рядом. Первая мысль должна быть не о себе, а о ближнем. Настоящая воспитанность заключается не только в знании того, кто первый должен поздороваться или пройти в дверях. Если вы относитесь к людям доброжелательно и открыто, не считая их хуже себя, не срываете на них своего плохого настроения, то этим вы укрепляете их чувство собственного достоинства и проявляете к ним свое уважение.
Многие из нас не вникают в суть правил этикета, считают их сложными и надуманными, тогда как в них есть разумный смысл, удобство и польза. Например, за столом не принято тянуться своей вилкой к общему блюду. Есть риск попасть рукавом в соус или салат, еда может соскочить с вилки и попасть в тот же соусник. Лучше попросить, чтобы вам передали блюдо. Если вы объясните смысл этого правила ребенку и будете сами его придерживаться, то ребенок без труда его усвоит. Если вы воспитываете девочку, то можно сказать: «Настоящие принцессы не утруждают себя даже за столом, а позволяют поухаживать за собой присутствующим мужчинам. Давай будем такими принцессами!» А мальчиков можно попросить: «Поухаживай за мамой как настоящий мужчина, передай, пожалуйста, салат».
Хорошие манеры прививаются в повседневной жизни, как бы случайно, незаметно, не спеша и терпеливо. Научить ребенка слушаться, то есть подчиняться разумной жизненной дисциплине, можно лишь тогда, когда он осознает необходимость правила. Например, если ребенок перебивает вас в разговоре, то не достаточно грозно сказать: «Не мешай мне разговаривать! Это некультурно». Лучше объяснить ему, как это мешает говорящему человеку, а также научить его вежливо прерывать разговор, если дело срочное. Возможно, вам придется повторить это много раз, чтобы ребенок понял и усвоил ваше объяснение.
А теперь несколько практических советов по воспитанию у детей хороших манер.
Родитель или педагог, прививающий хорошие манеры, должен сам безукоризненно им следовать. Если вы будете допускать отступления от норм, то ребенок, в конце концов, запутается между правильным и неправильным образцом вашего поведения.
Превратите урок воспитания в игру. Если ребенок собрался на день рождения, разыграйте с ним поздравление: «Давай я буду именинником, который ждет гостей с подарками, а ты — гостем. Ты приходишь и говоришь: “Женя, здравствуй! Поздравляю с днем рождения! Это тебе от меня” А Женя тебе обязательно скажет: “Спасибо, мне очень нравится!” А ты ответишь: “Пожалуйста”».
Вовлекайте своего ребенка в вашу светско-общественную жизнь: походы в театры, музеи, на концерты и просто в гости. Такие выходы научат ребенка спокойно реагировать на публику, уверенно держаться и общаться с окружающими. Если вы будете рассказывать ему о ваших знакомых (об их семье, профессии и др.), то и он будет чувствовать себя их знакомым.
Если Ваш ребенок забывает произносить вежливые слова, не заставляйте его, особенно публично, произносить их. Сделайте это за ребенка. Развивайте и поддерживайте со своими детьми хорошие отношения, на основе которых обязательно сформируются хорошие манеры. Если малыш будет уважать вас, то не станет грубить. И даже если у ребенка случаются срывы, и он становится чудовищно невоспитанным, то это не повод для отчаяния. Оставайтесь тверды, проявляйте заботу, будьте примером для него, научите быть таким же сдержанным, как вы, и эти уроки не пройдут для вас даром. Неслучайно говорят: «Дети — зеркало родителей», «Яблочко от яблоньки недалеко падает».
Волшебные слова
❀ Поиграйте в вежливые слова. Приготовьте цветок с четырьмя лепестками разного цвета. На каждом лепестке напишите вопрос. Предложите выбрать любой лепесток. Прочитайте вопрос и помогите ребенку с ответом, если он будет испытывать затруднения.
♦ Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром.)
♦ Какие слова нужно говорить, если вы хотите что-либо попросить или обращаетесь к кому-либо с просьбой?
(Будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите, можно вас попросить.)
♦ Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (Простите, извините, прошу прощения.)
♦ Какие слова мы произносим, прощаясь? (Прощайте, всего хорошего, всего доброго, до свидания, до скорой встречи.)
Доброе слово
❀ Расскажите малышу о том, что в русском языке есть очень хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это — слово «здравствуйте». Это слово очень старинное. Связано оно со словом «здоровье», «здравие». Люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми и крепкими. В русском языке много добрых слов, например, «благодарю», «всего доброго», «доброе утро», «будь здоров». Разберите с ребенком эти слова и их смысловое значение. Когда произносят эти слова, что они обозначают?
❀ Стихи о «волшебных» словах
Здравствуйте!
— Здравствуйте! — ты скажешь человеку.
— Здравствуй! — улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Доброго пути!
Нам желают: доброго пути!
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Спасибо!
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы —
Кому сказали?
Сколько раз?
(А. Кондратьев)
Найди ошибки
❀ Предложите ребенку несколько ситуаций, в которых ему нужно найти «потерянные» вежливые слова.
Первая ситуация.
Вся семья села ужинать. Дочка просит маму: «Дай мне хлеб».
Вторая ситуация.
Папа возвращается домой с работы, а сын встречает его и спрашивает: «А что ты мне принес?»
Третья ситуация.
Мальчик сломал игрушку друга и говорит ему: «Я нечаянно!»
Четвертая ситуация.
Девочка покупает игрушку в магазине и просит продавца: «Дайте мне куклу».
Пятая ситуация.
Мальчики гуляли вместе, а потом одному из них пришлось идти домой. Он говорит своему другу: «Мне пора», — и уходит.
Что такое хорошо и что такое плохо?
❀ Познакомьте ребенка со стихотворением В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Обсудите поступки героев этого произведения.
❀ Очень важно обсуждать и учить ребенка оценивать поступки других и свои собственные. Для этого можно смотреть мультфильмы вместе и оценивать поступки героев, кто поступил хорошо, а кто плохо, как надо было поступить в подобной ситуации и т. д. Читайте ребенку стихи, истории, рассказы, которые потом не забудьте обсудить. Это крайне важно!
Вот некоторые из них.
Плохо
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
— Как вам не стыдно!
— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.
— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.
(В. А. Осеева)
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял...
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко еще!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
(В. А. Осеева)
Отрывки из стихотворения С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»
...И ежели вы
Вежливы,
Поможете
Вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы —
То есть сами.
И ежели вы
Вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
...И ежели вы
Вежливы, —
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я.
Гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое
Ребенку
Воспитание.
Был вежлив
Этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших
Мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо!» — говорил.
Нет, ежели вы
Вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика
У мальчика
Без спросу
Не берите!
Мои хорошие поступки
❀ Предложите ребенку проанализировать свои поступки за весь день. Пусть он вспомнит, какие хорошие поступки он совершил за этот день и какие поступки нельзя было назвать хорошими. Составьте карту поступков. Разделите лист на две части: одну часть пометьте солнышком, а другую — тучкой. Все хорошие поступки запишите в ту часть, где нарисовано солнышко, а все проступки — в ту часть, где нарисована тучка. Сравните, чего больше: солнышек или тучек? Обсудите вместе с ребенком результаты.
Две страны
❀ Вместе с ребенком вырежьте из раскрасок, детских журналов (или нарисуйте сами) персонажей из разных сказок. Это могут быть как положительные, так и отрицательные герои. Например, Красная Шапочка, Волк, Карабас-Бара- бас, Мальвина, Баба-Яга, Золушка и другие. Подготовьте два листа цветной бумаги: светлый и темный. Разместите положительных героев на светлом листе — это Страна хороших поступков, а отрицательных персонажей — на темном листе — это Темное царство. Обсудите, почему ребенок помещает героев в ту или иную страну. После того как две страны обретут своих жителей, и малыш объяснит причины размещения их в одну или другую страну, спросите, в какой стране лучше, почему? Пожалейте тех персонажей, которые попали в Темное царство, и предложите совершить чудо. Пусть ребенок станет добрым волшебником или добрым сказочником. Ему можно будет наделить отрицательных героев хорошими манерами и обменять их плохие качества на хорошие. Ребенку предстоит изменить образы этих персонажей. Например, нарисовать им улыбки, украсить их цветами, дорисовать их таким образом, чтобы они превратились в хороших и добрых героев.
Пословицы и поговорки
❀ Прочитайте пословицы и поговорки о вежливости и воспитанности. Объясните их значение и попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к одной из этих пословиц или поговорок.
♦ Ласковое слово и кошке приятно.
♦ Плохое слово что грязная вода.
♦ Доброму — добрая слава.
♦ Доброе дело два века живет.
♦ Кто за худым пойдет, тот добра не найдет.
♦ Ленивый сидя спит, а лежа работает.
♦ Вежливости все двери открываются.
Культурный человек
❀ Обсудите с малышом, кого считают культурным человеком, а о ком говорят: «Как жаль, что этот человек некультурный». Предложите продолжить историю «Утро культурного человека». История начинается так:
«Воскресный день. Мама готовит завтрак на кухне. Пора вставать. Ты уже проснулся, но не хочешь вставать.
— Доброе утро! — улыбается мама. Что отвечаешь ты? (Доброе утро!)
— Прошу к столу, завтрак готов, — приглашает тебя мама.
Ты встаешь с постели. А что происходит дальше? (Встаю,
застилаю постель, желаю всем доброго утра, умываюсь, делаю зарядку, одеваюсь и иду завтракать.)
После завтрака ты пошел заниматься своими делами. Так? Как должен поступить культурный человек? (Поблагодарить за завтрак, помочь убрать посуду, вымыть ее.)»
Расскажите ребенку о том, что культурный человек — это хорошо воспитанный человек, уважающий труд других людей, благодарный за заботу и помощь.
Грязь в доме и подъезде, мусор на площадке, надписи на стенах, сломанные детские качели во дворе, разбитые стекла, испачканные лифты — все это дело рук некультурных людей. Они ничего не создают сами, более того, они портят и разрушают созданное другими людьми. Они не следят за чистотой не только в доме, но и своей одежды. Пятна на одежде, отсутствие пуговиц, непричесанные волосы, грубые слова — это облик некультурного, невоспитанного человека. А культурный человек — это чуткий, добрый, вежливый, заботливый человек, который старается исправить свои недостатки. Так, например, мальчик катался на велосипеде и упал в лужу. Он испачкался, порвал штанину. Ему стыдно за свой внешний вид. Он пошел домой, признался в случившемся, извинился за свой вид, положил вещи в грязное белье и, переодевшись, снова пошел гулять.
Можно ли назвать человека культурным в следующей ситуации?
Мальчик аккуратно одет, причесан, вежливо поздоровался с соседями, а выйдя за дверь, пнул ногой котенка. Сел в автобус и сделал вид, что не заметил бабушку, стоящую рядом, и не уступил ей место.
Что можно, а что нельзя
❀ Прочитайте ребенку стихотворения. Пусть он самостоятельно закончит каждое четверостишие.
На дорогу осторожно,
Маму за руку держа,
Выходить, конечно, можно;
Одному — никак... (нельзя)
Сильным быть ты сможешь тоже,
Тренируй, малыш, себя.
Защищать всех слабых можно,
Обижать — совсем... (нельзя)
Видишь, мальчик нехороший
Бросил фантик у ручья.
В урну мусор бросить можно,
А на землю — нет,... (нельзя)
Вымыть руки мне несложно,
Ведь пришел с прогулки я.
Съесть конфету будет можно,
А чумазикам — ... (нельзя)
Коль пролил ты не нарочно
Сок иль кружку киселя,
Тряпкой вытереть все можно,
А рукой, увы,... (нельзя)
Мыть посуду нам несложно,
Маме помощь так нужна!
Мыть посуду нужно, можно,
А вот бить ее... (нельзя)
Быть послушным каждый должен.
Это так легко, друзья!
Стать послушным важно, можно,
Непослушным быть... (нельзя)
Страна хорошего воспитания
❀ Предложите ребенку стать автором правил поведения. Приготовьте альбом для рисования. Это будет Книга правил поведения. На каждой страничке малыш будет составлять список правил для той или иной ситуации. Роль ребенка — царь (или царица) хороших манер, которому(ой) надо написать указ для жителей Страны хорошего воспитания. Роль взрослого — писарь, который записывает эти правила в альбом. Помогите оформить первую страницу и написать на ней «Книга правил поведения». Пусть ребенок поставит свою царскую подпись, чтобы все жители Страны хорошего воспитания знали, что эти правила составлены самим царем или самой царицей, и что их надо обязательно соблюдать.
❀ Важно составить правила по следующим разделам:
♦ Поведение дома, или как вести себя дома (правила послушания, трудолюбия, аккуратности, правила гостеприимства).
♦ Поведение на улице, или как вести себя на улице (на площадке; важно обозначить правила пешехода).
♦ Поведение в транспорте.
♦ Поведение в театре, музее.
♦ Поведение в магазине, поликлинике, детском саду.
♦ Поведение в гостях, или как вести себя в гостях.
♦ Правила охраны природы (отношение к природе).
♦ Правила заботы о животных (отношение к животным).
♦ Правила культурного общения с людьми (отношение к старшим, младшим, родителям, друзьям, к самому себе).
♦ Как вести себя в школе (как обратиться к взрослым с вопросом; как вести себя на уроке, на перемене, если возникли проблемы: опоздал на урок, потерял класс, отвлекся на занятии, не выполнил задание, захотел в туалет).
❀ Можно красочно оформить Книгу правил поведения, добавив в нее иллюстрации, соответствующие определенной теме. Так, например, в правилах заботы о животных можно нарисовать картинку, как ребенок кормит птиц или гуляет с собачкой, и многое другое.
❀ Стихотворения о правилах тоже будут хорошим дополнением, и Книга получится весьма интересной.
❀ Например, к какой теме можно отнести эти стихотворения?
Случай в автобусе
Один пассажир малолетний
Ногою канал и канал,
Один пассажир малолетний
По спинке сиденья ступал.
Другой — на переднем сиденье —
Терпел, и терпел, и терпел...
И, тихо теряя терпенье,
Зубами скрипел и скрипел...
(А. Усачев)
Уши
— Доктор, доктор,
Как нам быть:
Уши мыть
Или не мыть?
Если мыть,
То как нам быть:
Часто мыть
Или пореже?..
Отвечает доктор:
- ЕЖЕ... -
Отвечает доктор гневно:
- ЕЖЕ –
- ЕЖЕ –
- ЕЖЕДНЕВНО!
(Э. Мошковская)
Котенок
Я нашла в саду котенка.
Он мяукал тонко-тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть, его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде...
Так и быть, зверек несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой,
Накормила досыта...
Скоро стал котенок мой
Загляденье просто!
Шерсть как бархат,
Хвост — трубой...
До чего ж хорош собой!
(Е. Благина)