Родителям

Сохраним семейные традиции

Уважаемые родители!

Предлагаем Вашему вниманию примерную тематику заданий, направленных на формирование представлений о социальных ролях, отражающих родственные отношения (сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка).

«ОТКУДА ПРИШЛА МОЯ ФАМИЛИЯ» — познакомить с историей фамилии; — воспитывать чувство гордости за свою семью.

«СЕМЕЙНОЕ ДРЕВО», «ЛЕТОПИСЬ СЕМЬИ» — познакомить с поколениями родственников, родственными отношениями.

«СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ (ФОТО)» — формировать представления о том, кого называют сыном (дочерью), внуком (внучкой), братом (сестрой), бабушкой (дедушкой).

«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ» — формировать представление о семье, обо всех членах семьи; — формировать представления о том, кого называют сыном (дочерью); внуком (внучкой), братом (сестрой), бабушкой (дедушкой); — формировать умение радовать своих близких; — воспитывать чувство гордости за свою семью.

«ПРОФЕССИИ МОИХ РОДИТЕЛЕЙ» — формировать представления о профессиональной деятельности родителей; — формировать представление об обязанностях сына (дочери) по отношению к родителям; — формировать умение оказывать помощь родителям в домашних делах.

«СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ (ТРАДИЦИИ)» — формировать умение рассказывать о семейных праздниках (традициях); — формировать представления об обязанностях сына (дочери), брата (сестры), внука (внучки); — формировать умение выражать благодарность своим близким; — воспитывать чувство гордости за свою семью.

 

свернуть

КАК ПРИУЧИТЬ РЕБЕНКА НОСИТЬ ОЧКИ?

Приучая ребенка носить очки, начать следует с собственного отношения к ситуации. Если мама переживает: «Ах, бедненький, несчастненьки, как это он будет ходить в очках такой маленький» — ребенок это обязательно почувствует и носить очки ни за что не захочет. Чтобы ребенок согласился, отношение должно быть исключительно позитивным: очки модные, красивые, ребенок выглядит в них взрослым и самостоятельным, очки помогут лучше видеть, а при некоторых заболеваниях глазок очки — это своего рода лекарство, которое поможет не только сохранить, но и улучшить зрение!
Хорошо, если кто-то авторитетный из взрослых в семье носит очки — дети всегда подражают старшим. Если у Вас хорошее зрение, то Вы все равно можете купить себе очки с линзами без диоптрий и носить: «У тебя такие классные очки, тебе так идут, тоже себе решила купить». Ношение очков Вам так же поможет понять часть проблем, которые ожидают ребенка, а значит Вам проще будет помочь их решить.
Купите ребенку красивый детский футляр для очков с любимыми героями из мультиков, например. Красивую яркую салфетку с микрофиброй для протирания линз.
Ну, и естественно, очки должны быть правильно подобраны грамотным врачом.
Еще одна важная проблема, которая может повлиять на нелюбовь ребенка к очкам — это запотевание линз. Очень и очень большие трудности это доставляет «очкарикам». Если на улице холодно, то заходя в теплое помещение минут на несколько превращаешься в слепого котенка… Если взрослый еще может снять очки и несколько минут подержать их в руках, пока отпотеют, то ребенку это может быть сложно с учетом конструкции заушников, плотно завязанных шапочек, толстых варежек и т.д. Да и вообще, ребенок может не догадаться, что их можно снять и переждать. А даже если и догадается — очень даже вероятно, что он их при этом уронит и потеряет. В общем, запотевание линз — это проблема, которую не стоит оставлять без внимания.
В оптиках продаются специальные спреи или мелки, которые помогают частично решить проблему. Полностью запотевание при сильных морозах они не снимут, но все же жизнь становится немного проще. Но! За этим должны следить исключительно родители. Ребенку нельзя давать спрей или мелок в руки, это опасно!
Проблема, которую Вы не можете контролировать — это реакция других детей на очки… В таком случае можно попытаться объяснить ребенку, что у других детей просто нет очков, им интересно что это, тоже хочется померить, посмотреть, им завидно…

свернуть

Как привить хорошие манеры поведения своему ребёнку

 

С хорошими манерами не рождаются, их приобретают в детстве под влиянием взрослых и окружающей среды. Родительский дом оказывает огромное влияние на установки в поведении и формирование системы ценностей ребенка. Мы, взрослые, являемся для ребенка образцом как в речевом поведении, так и в поступках. Как часто можно услышать фразу: «Он весь в отца» или «У нее походка как у мамы!». Дети наблюдают за нами: как мы ходим, держим осанку, жестикулируем, смеемся, разговариваем. Наши контакты с людьми в разных ситуациях (поликлиника, кинотеатр, магазин и т. д.) также замечаются детьми. И если родитель проявляет недовольство, придирчивость и даже грубость, то сможет ли ребенок сам по себе стать вежливым?

Если малыш будет понимать сущность правильного поведения, то найдет способ, как поступить в той или иной ситуации. А сущность здесь проста — уважение, внимание, чуткость к тем, кто с тобой рядом. Первая мысль должна быть не о себе, а о ближнем. Настоящая воспитанность заключается не только в знании того, кто первый должен поздороваться или пройти в дверях. Если вы относитесь к людям доброжелательно и открыто, не считая их хуже себя, не срываете на них своего плохого настроения, то этим вы укрепляете их чувство собственного достоинства и проявляете к ним свое уважение.

Многие из нас не вникают в суть правил этикета, считают их сложными и надуманными, тогда как в них есть разумный смысл, удобство и польза. Например, за столом не принято тянуться своей вилкой к общему блюду. Есть риск попасть рукавом в соус или салат, еда может соскочить с вилки и попасть в тот же соусник. Лучше попросить, чтобы вам передали блюдо. Если вы объясните смысл этого правила ребенку и будете сами его придерживаться, то ребенок без труда его усвоит. Если вы воспитываете девочку, то можно сказать: «Настоящие принцессы не утруждают себя даже за столом, а позволяют поухаживать за собой присутствующим мужчинам. Давай будем такими принцессами!» А мальчиков можно попросить: «Поухаживай за мамой как настоящий мужчина, передай, пожалуйста, салат».

Хорошие манеры прививаются в повседневной жизни, как бы случайно, незаметно, не спеша и терпеливо. Научить ребенка слушаться, то есть подчиняться разумной жизненной дисциплине, можно лишь тогда, когда он осознает необходимость правила. Например, если ребенок перебивает вас в разговоре, то не достаточно грозно сказать: «Не мешай мне разговаривать! Это некультурно». Лучше объяснить ему, как это мешает говорящему человеку, а также научить его вежливо прерывать разговор, если дело срочное. Возможно, вам придется повторить это много раз, чтобы ребенок понял и усвоил ваше объяснение.

А теперь несколько практических советов по воспитанию у детей хороших манер.

Родитель или педагог, прививающий хорошие манеры, должен сам безукоризненно им следовать. Если вы будете допускать отступления от норм, то ребенок, в конце концов, запутается между правильным и неправильным образцом вашего поведения.

Превратите урок воспитания в игру. Если ребенок собрался на день рождения, разыграйте с ним поздравление: «Давай я буду именинником, который ждет гостей с подарками, а ты — гостем. Ты приходишь и говоришь: “Женя, здравствуй! Поздравляю с днем рождения! Это тебе от меня” А Женя тебе обязательно скажет: “Спасибо, мне очень нравится!” А ты ответишь: “Пожалуйста”».

Вовлекайте своего ребенка в вашу светско-общественную жизнь: походы в театры, музеи, на концерты и просто в гости. Такие выходы научат ребенка спокойно реагировать на публику, уверенно держаться и общаться с окружающими. Если вы будете рассказывать ему о ваших знакомых (об их семье, профессии и др.), то и он будет чувствовать себя их знакомым.

Если Ваш ребенок забывает произносить вежливые слова, не заставляйте его, особенно публично, произносить их. Сделайте это за ребенка. Развивайте и поддерживайте со своими детьми хорошие отношения, на основе которых обязательно сформируются хорошие манеры. Если малыш будет уважать вас, то не станет грубить. И даже если у ребенка случаются срывы, и он становится чудовищно невоспитанным, то это не повод для отчаяния. Оставайтесь тверды, проявляйте заботу, будьте примером для него, научите быть таким же сдержанным, как вы, и эти уроки не пройдут для вас даром. Неслучайно говорят: «Дети — зеркало родителей», «Яблочко от яблоньки недалеко падает».

Волшебные слова

❀ Поиграйте в вежливые слова. Приготовьте цветок с четырьмя лепестками разного цвета. На каждом лепестке напишите вопрос. Предложите выбрать любой лепесток. Прочитайте вопрос и помогите ребенку с ответом, если он будет испытывать затруднения.

♦ Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром.)

♦ Какие слова нужно говорить, если вы хотите что-либо попросить или обращаетесь к кому-либо с просьбой?

(Будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите, можно вас попросить.)

♦ Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (Простите, извините, прошу прощения.)

♦ Какие слова мы произносим, прощаясь? (Прощайте, всего хорошего, всего доброго, до свидания, до скорой встречи.)

Доброе слово

❀ Расскажите малышу о том, что в русском языке есть очень хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это — слово «здравствуйте». Это слово очень старинное. Связано оно со словом «здоровье», «здравие». Люди, произнося слово «здравствуйте», желали другим быть здоровыми и крепкими. В русском языке много добрых слов, например, «благодарю», «всего доброго», «доброе утро», «будь здоров». Разберите с ребенком эти слова и их смысловое значение. Когда произносят эти слова, что они обозначают?

❀ Стихи о «волшебных» словах

Здравствуйте!

— Здравствуйте! — ты скажешь человеку.

— Здравствуй! — улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку,

И здоровым будет много лет.

 

Доброго пути!

Нам желают: доброго пути!

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь

Тоже к доброму чему-нибудь.

 

Спасибо!

За что мы говорим «спасибо»?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы —

Кому сказали?

Сколько раз?

(А. Кондратьев)

Найди ошибки

❀ Предложите ребенку несколько ситуаций, в которых ему нужно найти «потерянные» вежливые слова.

Первая ситуация.

Вся семья села ужинать. Дочка просит маму: «Дай мне хлеб».

Вторая ситуация.

Папа возвращается домой с работы, а сын встречает его и спрашивает: «А что ты мне принес?»

Третья ситуация.

Мальчик сломал игрушку друга и говорит ему: «Я нечаянно!»

Четвертая ситуация.

Девочка покупает игрушку в магазине и просит продавца: «Дайте мне куклу».

Пятая ситуация.

Мальчики гуляли вместе, а потом одному из них пришлось идти домой. Он говорит своему другу: «Мне пора», — и уходит.

Что такое хорошо и что такое плохо?

❀ Познакомьте ребенка со стихотворением В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» Обсудите поступки героев этого произведения.

❀ Очень важно обсуждать и учить ребенка оценивать поступки других и свои собственные. Для этого можно смотреть мультфильмы вместе и оценивать поступки героев, кто поступил хорошо, а кто плохо, как надо было поступить в подобной ситуации и т. д. Читайте ребенку стихи, истории, рассказы, которые потом не забудьте обсудить. Это крайне важно!

Вот некоторые из них.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

(В. А. Осеева)

Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял...

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко еще!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверное, в кармане нес, а надо в сумку класть, — сказал Миша.

А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

(В. А. Осеева)

Отрывки из стихотворения С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»

...И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы —

То есть сами.

 

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тетей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

 

...И ежели вы

Вежливы, —

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

 

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

 

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» — говорил.

 

Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без спросу

Не берите!

Мои хорошие поступки

❀ Предложите ребенку проанализировать свои поступки за весь день. Пусть он вспомнит, какие хорошие поступки он совершил за этот день и какие поступки нельзя было назвать хорошими. Составьте карту поступков. Разделите лист на две части: одну часть пометьте солнышком, а другую — тучкой. Все хорошие поступки запишите в ту часть, где нарисовано солнышко, а все проступки — в ту часть, где нарисована тучка. Сравните, чего больше: солнышек или тучек? Обсудите вместе с ребенком результаты.

Две страны

❀ Вместе с ребенком вырежьте из раскрасок, детских журналов (или нарисуйте сами) персонажей из разных сказок. Это могут быть как положительные, так и отрицательные герои. Например, Красная Шапочка, Волк, Карабас-Бара- бас, Мальвина, Баба-Яга, Золушка и другие. Подготовьте два листа цветной бумаги: светлый и темный. Разместите положительных героев на светлом листе — это Страна хороших поступков, а отрицательных персонажей — на темном листе — это Темное царство. Обсудите, почему ребенок помещает героев в ту или иную страну. После того как две страны обретут своих жителей, и малыш объяснит причины размещения их в одну или другую страну, спросите, в какой стране лучше, почему? Пожалейте тех персонажей, которые попали в Темное царство, и предложите совершить чудо. Пусть ребенок станет добрым волшебником или добрым сказочником. Ему можно будет наделить отрицательных героев хорошими манерами и обменять их плохие качества на хорошие. Ребенку предстоит изменить образы этих персонажей. Например, нарисовать им улыбки, украсить их цветами, дорисовать их таким образом, чтобы они превратились в хороших и добрых героев.

Пословицы и поговорки

❀ Прочитайте пословицы и поговорки о вежливости и воспитанности. Объясните их значение и попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к одной из этих пословиц или поговорок.

♦ Ласковое слово и кошке приятно.

♦ Плохое слово что грязная вода.

♦ Доброму — добрая слава.

♦ Доброе дело два века живет.

♦ Кто за худым пойдет, тот добра не найдет.

♦ Ленивый сидя спит, а лежа работает.

♦ Вежливости все двери открываются.

Культурный человек

❀ Обсудите с малышом, кого считают культурным человеком, а о ком говорят: «Как жаль, что этот человек некультурный». Предложите продолжить историю «Утро культурного человека». История начинается так:

«Воскресный день. Мама готовит завтрак на кухне. Пора вставать. Ты уже проснулся, но не хочешь вставать.

— Доброе утро! — улыбается мама. Что отвечаешь ты? (Доброе утро!)

— Прошу к столу, завтрак готов, — приглашает тебя мама.

Ты встаешь с постели. А что происходит дальше? (Встаю,

застилаю постель, желаю всем доброго утра, умываюсь, делаю зарядку, одеваюсь и иду завтракать.)

После завтрака ты пошел заниматься своими делами. Так? Как должен поступить культурный человек? (Поблагодарить за завтрак, помочь убрать посуду, вымыть ее.)»

Расскажите ребенку о том, что культурный человек — это хорошо воспитанный человек, уважающий труд других людей, благодарный за заботу и помощь.

Грязь в доме и подъезде, мусор на площадке, надписи на стенах, сломанные детские качели во дворе, разбитые стекла, испачканные лифты — все это дело рук некультурных людей. Они ничего не создают сами, более того, они портят и разрушают созданное другими людьми. Они не следят за чистотой не только в доме, но и своей одежды. Пятна на одежде, отсутствие пуговиц, непричесанные волосы, грубые слова — это облик некультурного, невоспитанного человека. А культурный человек — это чуткий, добрый, вежливый, заботливый человек, который старается исправить свои недостатки. Так, например, мальчик катался на велосипеде и упал в лужу. Он испачкался, порвал штанину. Ему стыдно за свой внешний вид. Он пошел домой, признался в случившемся, извинился за свой вид, положил вещи в грязное белье и, переодевшись, снова пошел гулять.

Можно ли назвать человека культурным в следующей ситуации?

Мальчик аккуратно одет, причесан, вежливо поздоровался с соседями, а выйдя за дверь, пнул ногой котенка. Сел в автобус и сделал вид, что не заметил бабушку, стоящую рядом, и не уступил ей место.

Что можно, а что нельзя

❀ Прочитайте ребенку стихотворения. Пусть он самостоятельно закончит каждое четверостишие.

На дорогу осторожно,

Маму за руку держа,

Выходить, конечно, можно;

Одному — никак...     (нельзя)

 

Сильным быть ты сможешь тоже,

Тренируй, малыш, себя.

Защищать всех слабых можно,

Обижать — совсем...      (нельзя)

 

Видишь, мальчик нехороший

Бросил фантик у ручья.

В урну мусор бросить можно,

А на землю — нет,...     (нельзя)

 

Вымыть руки мне несложно,

Ведь пришел с прогулки я.

Съесть конфету будет можно,

А чумазикам — ...     (нельзя)

 

Коль пролил ты не нарочно

Сок иль кружку киселя,

Тряпкой вытереть все можно,

А рукой, увы,...     (нельзя)

 

Мыть посуду нам несложно,

Маме помощь так нужна!

Мыть посуду нужно, можно,

А вот бить ее...      (нельзя)

 

Быть послушным каждый должен.

Это так легко, друзья!

Стать послушным важно, можно,

Непослушным быть...     (нельзя)

Страна хорошего воспитания

❀ Предложите ребенку стать автором правил поведения. Приготовьте альбом для рисования. Это будет Книга правил поведения. На каждой страничке малыш будет составлять список правил для той или иной ситуации. Роль ребенка — царь (или царица) хороших манер, которому(ой) надо написать указ для жителей Страны хорошего воспитания. Роль взрослого — писарь, который записывает эти правила в альбом. Помогите оформить первую страницу и написать на ней «Книга правил поведения». Пусть ребенок поставит свою царскую подпись, чтобы все жители Страны хорошего воспитания знали, что эти правила составлены самим царем или самой царицей, и что их надо обязательно соблюдать.

❀ Важно составить правила по следующим разделам:

♦ Поведение дома, или как вести себя дома (правила послушания, трудолюбия, аккуратности, правила гостеприимства).

♦ Поведение на улице, или как вести себя на улице (на площадке; важно обозначить правила пешехода).

♦ Поведение в транспорте.

♦ Поведение в театре, музее.

♦ Поведение в магазине, поликлинике, детском саду.

♦ Поведение в гостях, или как вести себя в гостях.

♦ Правила охраны природы (отношение к природе).

♦ Правила заботы о животных (отношение к животным).

♦ Правила культурного общения с людьми (отношение к старшим, младшим, родителям, друзьям, к самому себе).

♦ Как вести себя в школе (как обратиться к взрослым с вопросом; как вести себя на уроке, на перемене, если возникли проблемы: опоздал на урок, потерял класс, отвлекся на занятии, не выполнил задание, захотел в туалет).

❀ Можно красочно оформить Книгу правил поведения, добавив в нее иллюстрации, соответствующие определенной теме. Так, например, в правилах заботы о животных можно нарисовать картинку, как ребенок кормит птиц или гуляет с собачкой, и многое другое.

❀ Стихотворения о правилах тоже будут хорошим дополнением, и Книга получится весьма интересной.

❀ Например, к какой теме можно отнести эти стихотворения?

Случай в автобусе

Один пассажир малолетний

Ногою канал и канал,

Один пассажир малолетний

По спинке сиденья ступал.

 

Другой — на переднем сиденье —

Терпел, и терпел, и терпел...

И, тихо теряя терпенье,

Зубами скрипел и скрипел...

(А. Усачев)

 

Уши

— Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть

Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?..

 

Отвечает доктор:

- ЕЖЕ... -

Отвечает доктор гневно:

- ЕЖЕ –

- ЕЖЕ –

- ЕЖЕДНЕВНО!

(Э. Мошковская)

 

Котенок

Я нашла в саду котенка.

Он мяукал тонко-тонко,

Он мяукал и дрожал.

 

Может быть, его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?

 

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде...

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

 

Я взяла его домой,

Накормила досыта...

 

Скоро стал котенок мой

Загляденье просто!

 

Шерсть как бархат,

Хвост — трубой...

До чего ж хорош собой!

(Е. Благина)

свернуть

Изобразительная деятельность

 
Изобразительная деятельность — это не только замечательный способ разнообразить досуг малыша, но и эффективные занятия, направленные на закрепление всех понятий, о которых упоминалось выше, а также формирование его эстетического вкуса. Давайте рассмотрим специфические особенности таких занятий. Прежде всего, следует уточнить, что под изобразительной деятельностью подразумеваются регулярные занятия рисованием и лепкой.

Если регулярно проводить занятия такого рода, то ребенок постепенно сможет научиться элементарным навыкам изображения в рисунке или лепке всевозможных предметов или явлений.

Чтобы на первых этапах заинтересовать малыша изобразительной деятельностью, взрослый объясняет, как отразить предметы с помощью рисования или лепки. Например, взрослый поясняет, что цветные карандаши, фломастеры и краски позволяют нарисовать маму, папу собаку, кошку, цветы и даже явления природы — «капает дождик», «ярко светит солнце», «опадают листья».

Нельзя не заметить, что в начале занятий малыш сможет освоить исключительно подражательные приемы изображения, показанные взрослым. Учитывая эту специфику, следует элементарно разъяснять каждое свое действие во время лепки или рисования, чтобы это было доступно ребенку и он мог повторить задание.

Особое внимание следует обратить на то, чтобы во время рисования малыш правильно держал карандаш и старался нарисовать реальные предметы.

Но до того как малыш опробует свои способности в творческой деятельности, взрослому следует самому нарисовать рисунок или вылепить предметы и явления, которые ребенок сможет с легкостью угадать. Нельзя не учитывать, что рассмотрение с ребенком выполненных им рисунков должно быть ограничено во времени, чтобы малыш не потерял к ним интереса.

Самая подходящая для таких занятий форма — игровая, например, чтобы накормить игрушечного ежика, надо вылепить или нарисовать яблоко, и т. д. Большего эффекта можно добиться тогда, когда к ребенку обращается не взрослый, а сам персонаж, для которого лепится или рисуется предмет, например: «Ежик нам говорит, что очень хочет большое вкусное яблоко. Давай поможем ежику».

Занимаясь рисованием, важно сфокусировать внимание ребенка на цветовых пятнах, выполненных с помощью мазков. Чтобы закрепить к ним интерес, взрослый может сравнить их с салютом или гирляндами на елке. Важнейшая задача взрослого — создание максимальных условий для рисования выбранных предметов. Для этого можно рисовать на цветной бумаге, цвет которой будет сочетаться с цветовой гаммой изображения, в процессе занятия можно задавать характерные вопросы: «Хорошо ли виден салют на черном фоне? Где наши огоньки светлее, а где темнее?»

Во время занятий рисованием и лепкой важнейшее значение уделяется тому, как взрослый помогает ребенку, поскольку если взрослому это будет неинтересно, то он не сможет заинтересовать данной деятельностью малыша. Поэтому взрослый не должен оставаться молчаливым наблюдателем и выступать соавтором будущего «шедевра», например, сам начнет рисовать дерево, а ребенок разместит на ветках листочки. Так взрослый будет побуждать малыша к творческому решению задачи.

Следует указать, что у большинства детей данной возрастной группы могут возникнуть трудности при рисовании окружностей, поэтому взрослому надо помогать ребенку до тех пор, пока малыш не справится самостоятельно.

Чтобы малыш научился видеть красоту мира, взрослому следует постоянно акцентировать его внимание на окружающие явления, например, обратить внимание на то, как ярко светит солнце, а затем изобразить его на бумаге. Во время рисования можно совместно с ребенком петь песенки или читать стихотворения, в которых упоминается о том, что отображается на рисунке. Это сделает занятие более эмоциональным и ярким.

Если ребенок рисует или лепит персонажа из знакомой сказки, следует прежде вспомнить сюжет и характеристику героя, что позволит вызвать искренний интерес к рисунку.

По ходу занятия взрослому следует обращать внимание на то, что малыш должен сидеть с прямой спиной. Карандаш, кисточка или фломастер должны быть в правой руке, а альбомный лист придерживаться левой рукой. Нельзя не уделять внимания и положению руки ребенка в процессе рисования. Вертикальные линии должны рисоваться сверху вниз, горизонтальные — слева направо, а кисть должна быть расслабленной и двигаться свободно.

Во избежание переутомления малыша на первых этапах продолжительность занятий не должна быть более десяти минут.

свернуть

Опыты с детьми 4-5 лет в домашних условиях

Буль - буль

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: стаканы с водой, трубочки для коктейля.

❀ Поставьте перед каждым ребенком стакан с трубочкой, на треть наполненный водой. Попросите ребенка глубоко вдохнуть носом и сделать глубокий длинный выдох в трубочку: получается долгий булькающий звук.

❀ Можно провести соревнование — у кого бульканье получится наиболее длительным.

Карандаши

Инвентарь: карандаш.

❀ Дайте ребенку карандаш, желательно не заточенный.

❀ Покажите, как использовать карандаш с целью измерения. Пройдитесь по комнате и предложите вещи, которые можно измерить.

❀ Спросите, имеют ли эти предметы меньший, больший или такой же размер, как карандаш.

Где вода?

Инвентарь: стеклянный стакан с водой.

❀ Наполните стакан водой.

❀ Каждый день отмечайте уровень воды в стакане.

❀ Обсудите с детьми, почему отметка уровня воды опускается все ниже и ниже. Что происходит с водой и куда она девается?

Игры с водой

Инвентарь: три тарелки с водой разной температуры.

❀ Заполните тарелки соответственно холодной, теплой и горячей водой.

❀ Попросите ребенка опустить одну руку в холодную воду, а вторую — в теплую воду.

❀ Теперь попросите ребенка поместить обе руки в теплую воду и описать свои ощущения. Рука, которая была в холодной воде, должна ощущать тепло, а рука, которая была в горячей воде, — холод.

Кубика льда

Инвентарь: три стеклянных стакана, кубики льда, фен.

❀ Попробуйте растопить кубик льда несколькими способами.

❀ Поместите три кубика льда в отдельные сосуды.

❀ Позвольте одному из них таять самому по себе, над вторым включите фен, на третий налейте горячую воду.

❀ Проследите, как долго будет таять каждый из кубиков. Понаблюдайте за кубиками с помощью лупы.

Эксперимент с водой

Инвентарь: два стеклянных стакана с водой, два сваренных вкрутую неочищенных яйца, четыре столовые ложки соли.

❀ Заполните два стакана водой. Добавьте в один из стаканов четыре столовые ложки соли. Размешайте воду, пока она не станет совершенно прозрачной.

❀ Поместите в каждый стакан воды неочищенное яйцо. Яйцо, положенное в стакан с несоленой водой, сразу опустится на дно.

День воды

Количество играющих: 8 человек.

Инвентарь: большая стеклянная банка и маленький мерный стаканчик.

❀ Эта игра поможет детям понять, насколько важна вода.

❀ Достаньте большую стеклянную банку и маленький мерный стаканчик. Расспросите детей, каким образом они и другие люди используют воду. Это может быть: питье, мытье рук, кормление животных, стирка и т. д.

❀ Каждый раз, когда кто-либо назовет новый способ применения воды, заполните водой маленький стаканчик и вылейте его в большой сосуд.

❀ Большой сосуд, в результате этот опроса заполненный водой, будет являть собой наглядное свидетельство жизненной необходимости воды.

Двигаем предметы

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: соломки, шарики для настольного тенниса.

❀ Покажите детям, как дуть через соломку. Положите на стол легкие шарики и покажите, как передвинуть эти шарики, дуя на них.

❀ Поэкспериментируйте с другими предметами. Можно устроить соревнования.

Цветной салат

Инвентарь: стебель сельдерея с листьями, пищевые красители двух цветов.

❀ Найдите толстый стебель сельдерея и разрежьте его нижнюю часть на две половинки, словно у него две «ножки». Разрез должен быть около 10 см.

❀ Затем наполните два стакана водой: в один из них налейте красный пищевой краситель, в другой — синий.

❀ На ночь опустите одну «ножку» сельдерея в стакан с красной водой, другую — в стакан с синей.

❀ Проснувшись утром, не только ребенок, но и вы будете удивлены, увидев, что половина листьев растения окрасилась в синий цвет, а другая — в красный!

Сложите бумагу

Количество играющих: 1-6 человек.

Инвентарь: лист бумаги (один или несколько).

❀ Спросите ребенка, знает ли он, как складывать бумагу. Естественно, он ответит: «Да!». Затем спросите его, может ли он сложить бумагу восемь раз. Скорее всего, он скажет: «Конечно!».

❀ Но в этом-то вся проблема. Неважно, что за бумага это будет, какого размера и плотности, но ее никогда и ни за что нельзя сложить восемь раз.

❀ Попробуйте и убедитесь в этом сами! Вероятно, этот феномен связан со строением волокон, из которых состоит любая бумага, или с технологическим процессом ее изготовления.

Письмо - невидимка

Инвентарь: вода, банка, йод, лимон, кисточка, бумага.

❀ Выдавите из лимона сок.

❀ Возьмите тонкую кисточку и обмакните ее в приготовленный лимонный сок и попробуйте что-нибудь написать или нарисовать. Дайте бумаге хорошо высохнуть.

❀ Чтобы прочесть это тайное послание, надо налить в баночку немного воды и капнуть туда йода. Этот раствор нанесите кисточкой на поверхность бумаги, и ваш текст или рисунок проявится.

свернуть

«Искусство играть»

 

Каждый родитель хочет, чтобы ребенок умел и любил играть. И не просил без конца одно и то же, а играл бы в самые разнообразные игры. А как мы расстраиваемся, когда наш малыш, имея кучу игрушек, не хочет или не умеет играть с ними.

Детям нужны родители. Играйте с ребенком! Благодаря вам он научится играть с игрушками, во всякие умные и серьезные игры. Если вы играете с ребенком, он знает, что «играть интересно», что «маме (папе) со мной интересно», и соответственно повышается его самооценка и развивается любовь к игре. И потом, игра — это отличный способ хорошо узнать своего ребенка, раскрыть его интересы.

❀ Самый главный принцип в играх с ребенком: играющий с ним должен играть с удовольствием. Когда ребенок видит, что родитель играет с ним неохотно, он думает, что «игра это не так интересно, раз мама (папа) так это не любит» или еще хуже: «наверно, со мной играть неинтересно». Это совсем не то, что нам хотелось бы.

 Второй принцип: не надо быть занудой. Если ребенок построит нечто и говорит, что это вертолет, а этот вертолет не очень похож на вертолет в вашем понимании, не поправляйте его, не говорите, что он не похож, что надо добавить еще какую-то деталь. Просто сами постройте вертолет таким, как вы его себе представляете, и восхищенно говорите, что теперь у вас два вертолета. И ребенка не обидите, и дадите ему правильное представление о том, как выглядит вертолет.

Если ребенок что-то делает неправильно, никогда не говорите «не так надо, а надо так», а попробуйте направить его действия наиболее ненавязчивым способом.

А еще не надо спрашивать без конца у ребенка: а это какого цвета, а сколько здесь карандашей — если он явно не хочет на это отвечать, хотя еще вчера вам все это говорил. В таком случае лучше сделать вид, что вы сами с собой разговариваете: «Наденем мишке желтые штанишки». Только когда он сам захочет отвечать, можете его расспросить обо всем на свете.

Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через некоторое время начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания с учетом своих возможностей. Не торопите его. Когда появляется новая игра, а он хочет в нее поиграть не так, как там написано, позвольте ему поиграть по- своему.

❀ Третий принцип: фантазируйте. Если чувствуете, что ребенок теряет к чему-то интерес, лучше попробовать немного этот интерес оживить, а не перескакивать с одной игры на другую. Например, вы вместе играете в машинки и гаражи, а ребенок потерял интерес. А вы на подмогу: «Едет красная машинка и плачет — где же мой домик, где же мой домик». Уверена, что ребенок тут же живо заинтересуется, поставит в гараж не только машинки, но и расставит все остальные игрушки на места.

❀ Четвертый принцип: учите ребенка фантазировать. Даже из простых кубиков можно сделать теплоход, вообразить, будто это продукты для похода на Северный полюс или дрова для пикника в лесу.

И рисование тоже повод научить ребенка фантазировать: ребенок малюет желтым цветом. Он сам не знает, что рисует, я же радуюсь: «Ой, какой большой апельсин. Всем твоим друзьям хватит». В следующий раз синие мазки станут дождем или снегопадом и т. д. И ребенку нравится сознавать, что он не просто малюет, а действительно у него что-то реальное получается.

❀ Пятый принцип: хвалите ребенка, когда он этого заслужил. Ребенку очень радостно сознавать, что то, что он делает, нравится маме и папе.

❀ Шестой принцип: нет игр только для девочек или только для мальчиков. Всякие игры должны быть у ребенка вне зависимости от пола: и куклы, и машинки, и конструкторы, и т. д.

❀ Седьмой принцип: дайте ребенку то, что его интересует больше всего. Есть дети, у которых есть «мания». Ну, например, ребенок хочет играть только в машинки или только в куклы. Хорошо, включите фантазию. На машине можно «съездить» в Бразилию. С куклой можно «сходить» в зоопарк. Пусть в играх фигурирует его «мания», пусть он узнает о ней как можно больше.

❀ Восьмой принцип: игрушки надо аккуратно хранить. Если кубики разбросаны, куклы сломаны, среди игрушек валяются колготки, носки и прочее, то ребенок, заглянув в свой шкаф, точно не захочет играть, а если и вытащит этот хлам — покопается в нем, ничего толкового из него не извлечет и снова запихнет обратно.

Ребенка надо научить хранить вещи аккуратно, и хорошее отношение к вещам начинается с хорошего отношения к игрушкам. Лучше потратить время и вместе с ребенком в форме игры навести порядок в комнате.

❀ Девятый принцип: почаще проводите «ревизию» — нужно убирать сломанные игрушки и убирать игры, из которых ребенок уже «вырос».

❀ Десятый принцип: разнообразие игр. Конечно, у ребенка должны быть игры, которые развивают его как можно шире: и музыка, и искусство, и математика, и язык, и география... Объясняйте ребенку как можно больше понятий. Сами подумайте, какие способности вы хотели бы у него развить. Однако надо учитывать возрастные особенности ребенка. Не стоит вешать географическую карту, если вашему ребенку страшно интересно отлепить ее от стены. И не навязывайте то, что ему не нравится. Разнообразие игр, умение с ними оперировать — это залог успешного и разностороннего развития вашего ребенка. Самостоятельная игра... Не торопитесь и не переживайте, если ваш малыш не очень любит играть самостоятельно. Во-первых, он просто хочет быть с вами (у нас именно так — ребенок по нам, работающим родителям, скучает). Во-вторых, играть одному подчас не очень-то интересно. Но ребенок, которого вообще научили играть, обязательно научится играть и самостоятельно. Скоро вы все чаще сможете себе позволить сесть на диванчик и читать книжку, время от времени выглядывая из нее, чтобы подсказать, или подкинуть идею, как развить ту или иную игру, или просто похвалить.

Успехов вам!

свернуть

О семейных традициях в воспитании детей

Перемены последнего времени коснулись изначальных ролей мужчины и женщины. Женщина перестала быть хранительницей очага, а мужчина — основным добытчиком и защитником. Также изменились и взгляды на семью и на воспитание детей. Гражданские браки обесценили институт семьи. Многие традиции, которые делали семью семьей, потеряны. Часто семьи больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом не имея ничего общего. А ведь именно семья дает ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства. Это ощущение человек проносит через всю свою сознательную жизнь, передает своим детям.

Традиция — исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, а также соответствующие им обычаи, правила, ценности. Традиции — это основа уклада семьи. Семьи дружной крепкой, у которой есть будущее. Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, воспитания детей.

Воспитание ребенка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В детском сознании фиксируются привычки, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Дети воспитываются не только непосредственно родителями, но и всей семейной жизнью. Приобщиться к семейным традициям можно на примере самих родителей.

Именно с семьи начинается приобщение к культуре, ребенок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи формируются мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Семья рождает ощущение преемственности поколений, а через причастность к истории своего рода происходит развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает в ребенке способности, силы. Никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребенка.

Роль семейных традиций в жизни ребенка:

• дают возможность оптимистично смотреть на жизнь;

• дают основание гордиться своей семьей;

• дают ощущение стабильности.

Развитию и сохранению семейных традиций способствуют народные праздники. Использование фольклора становится основным средством этнопедагогики.

Хорошей традицией является обсуждение вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечерним чаем все члены семьи рассказывают о том, что за день с ними произошло интересного, обсуждают планы на будущие выходные; при этом важно, чтобы и дети высказывали свои мнения. Полезный обычай — разбирать собственные ошибки вслух, это дает возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или еще маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными. Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Замечательной традицией является празднование дней рождения. При этом родителям нужно позаботиться не только о вкусном угощении, но и о развлечениях. Для детей все праздники необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, чтобы ребенок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастет и будет воспитывать своего малыша.

Вместе с ребенком можно составить генеалогическое древо, на котором будут обозначены все предки семьи. Главное, чтобы традиции приносили счастье и интерес всей семье.

свернуть

Формирование трудолюбия у ребенка. Советы для родителей

Труд играет важную роль в жизни ребенка. Особенно она возрастает с поступлением его в школу. Ребенок, не приученный трудиться будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является семья, дом. Дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования системы положительных мотивов и установок на домашний труд. Приучение ребенка к домашнему труду зависит от его индивидуальных особенностей и от тех условий, в которых он находится.

Все действия родителей ребенок воспринимает беспрекословно и не задумывается о правильности или неправильности их результатов. Более того, он постоянно подражает своим родителям. И соответственно, если родителям не нравится домашний труд, и они это постоянно демонстрируют, то ребенку он тоже не будет нравиться. Постепенно у него формируется отрицательное отношению к домашнему труду в целом или к отдельным его видам. Еще более разрушительное воздействие оказывается на ребенка, если один родитель с презрением относится к труду другого: «Твое место у плиты», — презрительно говорит муж жене. Или: «Подумаешь, наука, починить водопроводный кран. Любой мужчина это может сделать», — говорит жена мужу. Что же под воздействием таких установок может сформироваться у ребенка? Презрение к труду! Что же еще?

«Если мальчик любит труд, тычет в книжку пальчик,

Про такого пишут тут: он хороший мальчик», — так известный поэт В.В. Маяковский объяснял детям, что такое хорошо и что такое плохо.

Самый главный помощник или вредитель в деле приучения ребенка к труду — это те условия, которые создает семья. Это дух и нравственные установки семьи. Ребенок очень чутко реагирует на них. Конечно, самый выигрышный вариант — все делать вместе с ребенком. Убирать квартиру, стирать белье, готовить, ходить в магазин или за корреспонденцией к почтовому ящику. Пусть ребенок участвует во всех семейных акциях. Началом формирования положительного отношения к труду можно считать формирование умений самообслуживания. Для подрастающего малыша это очень важный раздел его самостоятельности. Ребенок все может сам! Эту простую истину необходимо усвоить. Конечно, его надо учить, многократно и терпеливо показывать, как справляться с теми или иными делами. Создавать постоянную ситуацию успеха, хваля за каждое достижение. Ведь, в сущности, домашний труд — это рутина и однообразие. Но он необходим для функционирования семьи как целостного организма. Главное — показать ребенку, что его выполнение необходимо для членов семьи, что оно для них важно. Можно выделить несколько этапов приучения ребенка к домашнему труду.

На первом этапе ребенок все время рядом и старается все делать вместе с вами. Многое не получается сначала. Но постепенно он овладевает необходимыми действиями. Вот тут и надо подключать создание положительной мотивации. К примеру: «Какой ты молодец, что помыл посуду. Мама придет с работы усталая, а тут такой приятный сюрприз!» или: «Как здорово, что ты принес сам газету для папы. Папа придет с работы усталый...» и т. п. Очень важна и реакция того, кому действия ребенка помогли. Очень внимательно нужно относиться к его деятельности, замечать все мелочи. Ведь это для взрослого мелочи, а для ребенка трудовой Монблан.

На втором этапе постепенно переводить совместную трудовую деятельность на личную деятельность ребенка. Возрастает роль самостоятельных действий ребенка. Особой заботы требует формирование мотивов трудовых дел. Поручая ребенку тот или иной вид работы, необходимо проговаривать, кому и конкретно какую пользу он принесет своими действиями. Поручать выполнение самостоятельных действий или видов домашнего труда. Полезно, чтобы у ребенка был какой-то постоянный вид труда. К примеру, насыпать порошок в стиральную машинку или запускать посудомоечную машину. Выбор видов трудовой деятельности зависит от возраста ребенка и возможностей семьи.

На третьем этапе у ребенка уже формируется привычка выполнять домашнюю работу, которая со временем и при соответствующей поддержке переходит в свойство его личности. И вот тогда он уже не задумывается, надо ли убрать в комнате или квартире, помыть посуду или вынести мусор. Как правило, делает это легко, не изображая из себя героя труда.

Существует много мнений по вопросу половой принадлежности того или иного вида домашнего труда. Как здесь быть? Приучать мальчиков мыть посуду и стирать белье, а девочек забивать гвозди и менять колеса в машине? В педагогической литературе нет единодушия в этом вопросе. Да оно и понятно, однозначного ответа быть и не может. Это зависит от того, в какой семье растет ребенок. Полная, неполная, благополучная, неблагополучная. С преобладанием мужчин или женщин — все эти факторы влияют на выбор правильной позиции. И, конечно, это зависит и от индивидуальных особенностей ребенка, от сферы его интереса. В жизни встречаются и женщины, умеющие прекрасно делать «мужскую» работу, и мальчики, легко справляющиеся с «женскими» ее видами. Ориентироваться нужно, на наш взгляд, на интересы и установки ребенка. Если вашей дочурке интересно копаться вместе с вами в механизмах, ну и на здоровье. Не думаю, что следует ей это запрещать. А если для вашего сына доставляет удовольствие заниматься домашней выпечкой — дайте ему реализоваться. Это не повредит в дальнейшем и не обязательно будет определяющим в выборе им будущей профессии. Полезно иногда вспоминать, что, к примеру, вязание возникло в Англии как мужское дело. Если в семье двое или трое детей, необходимо справедливо делить между ними виды домашней работы. Важно при этом формировать у них качество товарищеской взаимопомощи. Можно это распределение проводить в виде элементов игры, все время меняя виды труда. Или, наоборот, можно предложить детям самим выбрать то, что каждому по душе. Главное, чтобы все поощрения и поддержка были равномерными и справедливыми.

И, конечно, огромную роль в приучении ребенка к домашнему труду играет последовательность и постоянство действий взрослого. Нельзя ни в коем случае воспитывать по настроению или вашему желанию. Все действия по отношению к ребенку должны быть логичны, объяснимы, а главное, ему понятны.

свернуть

Развивающие игры для дошкольников в домашних условиях

И двухлетние малыши, и первоклашки очень любят разные коробочки, шкатулки и ящички, набитые всякой всячиной, в которых порыться — одно удовольствие. Случай, фантазия, пристрастия и возраст ребенка помогут сделать из этого немудреного занятия нечто увлекательное (только не оставляйте без присмотра детей младше трех лет, чтобы они случайно не проглотили какой-нибудь мелкий предмет!).

Можно снабдить малыша красками, клеем, бумагой и детскими ножницами (с круглыми концами), он получит огромное удовольствие, даже если ему еще нет и трех лет (ножницы можно давать, начиная с трех лет). Застелите стол газетой, чтобы не запачкать, наденьте на ребенка взрослую рубашку или тенниску в качестве рабочего халата. Пользуйтесь водорастворимым клеем, не содержащим химических растворителей (он не дает ядовитых испарений и легко отстирывается).

Кроме того нужно помнить, что малышам доставляет огромное удовольствие помогать маме в ее домашних делах. Это, конечно, замедляет работу, зато ребенок при деле.

Сортируем безделушки

Достаем из коробки пуговицы, орешки, катушки из-под ниток и сортируем. То же относится и к каштанам, морским камушкам и ракушкам, привезенным из отпуска или принесенным с последней прогулки. Советуем заранее запастись пустыми коробочками и баночками.

От 2 лет.

Наводим чистоту

Влажной тряпочкой или губкой протираем неполированные двери, дверцы шкафов или полы. Можно также заняться протиркой игрушечных машинок, кукольных домиков, корабликов. Дети помладше могут смахивать пыль мягкой щеточкой.

От 3 лет

Считаем деньги

Вытряхиваем мелочь из кошелька и учимся ее считать. Можно изучить содержимое маминой сумки (предварительно удалив из нее все мало-мальски опасное: таблетки от головной боли и т. д.).

От 2 с половиной лет.

Приводим в порядок фотографии и картинки

Семейные фотографии и снимки, сделанные в отпуске, внимательно рассматриваем и раскладываем по порядку (детям давайте вторые экземпляры, которые не жалко испортить). То же можно сделать и с изображением зверей, игрушек и детей из каталогов и иллюстрированных журналов.

От 3 лет.

Загружаем стиральную машину

Пусть малыш подает маме приготовленное для стирки белье или даже сам загрузит его в машину — с этим справится даже полуторогодовалый ребенок.

От 1,5 лет.

Печем пироги

Замесим теста немного больше, чем требуется. Небольшую порцию отложим в специальную пластиковую миску. Выделим ребенку немного какао, тертых орехов, кокосовой стружки и дадим ему ложку. Детские пирожки выпечем отдельно на маленьком противне.

От 3 лет.

Лепим фигурки из соленого теста

Взять по две части муки и воды и одну часть соли. Смешать муку с солью, добавить воду и замесить тесто (с вашей помощью). Тесто быстро засыхает, поэтому его нужно замешивать небольшими порциями. Теперь можно вылепить, например, продукты для магазина или игрушечной кухни или иные фигурки. Фигурки помещаем в духовку и высушиваем три часа при температуре 100 градусов, а затем раскрашиваем плакатными красками.

От 3 лет.

Изготавливаем печатки

Для изготовления печаток годятся пробки, четвертушки картофелины. Налейте много краски (для рисования пальцами), смочите печатку и затем прижмите ее к бумаге или поверхности коробки. Рисунок печатки родители могут вырезать ножом на картофелине или пробке.

От 2,5 лет.

Изготавливаем витражи

Вместе с ребенком разрисуйте в детской оконные стекла легко смывающимися красками.

От 3,5 лет.

Пишем письма

Письмо бабушке с дедушкой, лучшей подруге или другу просто рисуется и заклеивается.

От 4 лет

Строим город

Это игра с продолжением. Возьмите старую однотонную скатерть или простыню, разложите на полу, прикрепите углы к иолу с помощью клейкой ленты или придавите их каким-нибудь грузом. Толстым фломастером нанесите главные магистрали. Пусть ребенок дорисует остальное, позже он сможет расположить на этом полотне фигурки и машины и играть с ними.

От 4 лет

Делаем коллаж

Вырезаем из старых каталогов и журналов картинки и наклеиваем их на бумагу или картон (с двух с половиной лет).

Малыши постарше могут картинки вырезать самостоятельно (с трех лет).

От 2,5 — 3 лет.

Создаем ландшафты

Можно, например, взять вату, кусочки белой кальки, клейкой ленты для блесток, пенопласта, маленькие веточки и камушки в качестве деревьев и скал и создать зимний ландшафт. Для подложки используйте твердый картон.

Можно также изобразить страну динозавров, дремучий лес, летнюю лужайку.

От 3,5 лет.

Ищем предметы

Предметы могут быть любыми — игрушки ребенка, не очень большие бытовые вещи, пузырьки. Раскладываем по комнате все набранные предметы и начинаем их искать. Можно вылепить из пластилина грибы и пойти «в лес за грибами». Взрослый дает ребенку задания, какие предметы нужно принести в этот раз — красные, квадратные, с зелеными пятнами, маленькие, величиной с ладошку, с ушами (если есть игрушки животных) и т. д. в зависимости от того, какие предметы подобраны для игры.

От 4 лет

Разложи правильно

Эта игра для маленьких ребят, она развивает внимание и мыслительные способности. В доме наверняка найдется цветная бумага. Вырезаем геометрические фигурки разного размера и цвета. Раскладываем их перед ребенком. С помощью взрослого малыш сможет выполнить задания: выбрать и отложить одинаковые предметы — сначала все синие, потом все большие, затем все треугольники и т. д.

От 3 лет.

Учим цвета

Для этой игры потребуется разноцветная посуда, например, плошки, салатницы, тарелки, вазочки и т. п. Главное условие — чтобы емкости были одного ярко выраженного цвета: синяя, зеленая, красная, желтая, белая, черная. Раскладываем перед ребенком разноцветные предметы (игрушки, предметы быта, вырезанные из бумаги фигурки) и просим его разложить эти вещи в соответствующую по цвету посуду: синие — в синюю, красные — в красную и т. д. Помогайте своему малышу, обязательно повторяйте с ним название цвета, просите его произносить цвет вместе с Вами.

Предметы могут быть не обязательно полностью одного цвета. Главное — чтобы нужный цвет был явно преобладающим. Например, в желтую корзинку малыш положит цыпленка, у которого красный клюв, а в синюю тарелку отправиться слива с маленьким зеленым листочком.

От 3 лет.

Найди меня

Для этой игры потребуется фотоальбом с семейными фотографиями. Лучше всего подойдет большой фотоальбом, где на странице умещается несколько фотографий. Если альбома нет, фотокарточки можно просто раскладывать на столе перед ребенком. Взрослый просит ребенка найти кого-то на фотографиях. Начинать лучше с самого чада (часто дети в этом возрасте называют себя по имени: «Вот Дима», «Здесь Катя» и т. п.).

Естественно, что на фотографиях должны быть изображены люди, с которыми ребенок часто общается и помнит их в лицо. К тому же фотографии должны быть недавнего времени, чтобы дитя узнавало своих близких.

От 4 лет.

Нанизываем «бусы»

Макароны или бельевые прищепки (а если есть, то и ракушки, крупные деревянные или пластмассовые бусины) очень удобно нанизывать на ботиночные шнурки с твердыми наконечниками.

От 3 лет.

Готовим сюрпризы

Можно превратить всякие мелочи в большие подарки для друзей или родителей. Например, пусть малыш сам завернет леденец в фольгу, сверху прикрепит свой рисунок, все это обернет газетной бумагой, положит сверху воздушный шарик и т. д. И в завершение можно завернуть все в красивую оберточную бумагу.

От 3,5 лет.

Вышиваем на картоне

Картонные карточки можно купить готовые, но можно сделать и самим. На кусочках картона предварительно шилом нанесите дырчатый рисунок. Затем дайте карточки ребенку: пусть он толстой штопальной иглой с пестрой шерстяной ниткой или шнурком «вышьет» обозначенный дырочками рисунок.

От 3 лет.

свернуть

Важные советы для любящих родителей

Говорите своему ребенку:
1. Я люблю тебя.
2. Люблю тебя, не смотря ни на что.
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня.
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя.
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой.
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя.
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно.
8. Спасибо!
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть.
10. Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой  (что вы делали вместе).
Рассказывайте:
11. Историю их рождения.
12. О том, как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие.
13. Историю о том, как вы выбирали им имена.
14. О себе в их возрасте.
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки.
16. Какие ваши любимые цвета.
17. Что иногда вам тоже сложно.
18. Что, когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает — *люблю тебя*.
19. Какой у вас план.
20. Чем вы сейчас занимаетесь.
Слушайте:
21. Вашего ребенка в машине.
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно.
23. Вопрос, в котором ваш ребенок действительно нуждается вашей помощи.
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение.
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
Спрашивайте:
26. Почему ты думаешь это случилось?
27. Как думаешь, что будет если _____?
28. Как нам это выяснить?
29. О чем ты думаешь?
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день?
31. Как думаешь, какое (любой фрукт, напиток или блюдо) на вкус?
Показывайте:
32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать.
33. Как свистеть в травинки.
34. Как завязывать шнурки, плести косички.
35. Как правильно кушать.
36. Как складывать белье, застилать постель.
37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа.
38. Что заботиться о себе (ухаживать за собой) очень важно.
38. Привязанность к вашему супругу.
Выделите время:
39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками, спец.машинами.
40. Чтобы посмотреть на птиц.
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить.
42. Ходить в какие-то места вместе.
43. Копаться вместе в грязи, строить из дерева, бисера, бумаги.
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка.
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет, почитать ему любимую книгу, посмотреть мультик.
Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате.
47. Положите шоколад в блины.
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика.
49. Поведите его на пожарную станцию.
50. Пригласите его друзей ночевать или организуйте ночевку в палатке с посиделками у костра, сосисками и историями.
Отпускайте:
51. Прощайте проступки.
52. Ваши мысли о том, как должно было быть.
53. Вашу потребность быть правым.
Отдавайте:
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами.
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату.
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается.
57. Настройте контакт прежде, чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал.
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью) прежде, чем оказать ему помощь.
59. Побудьте рядом в конце длинного дня, подоткните одеяло, помолитесь вместе, прочитайте историю.
60. Выберите сами ваш любимый особенный способ быть добрым к вашему ребенку.
свернуть

"КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ БЫТЬ ВЕЖЛИВЫМ"

 

  1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
  2. Убедите окружающих ребёнка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
  3. Покажите ребёнку «волшебство» вежливых слов: не выполняйте просьбы ребёнка, например, «дай мне», без слов «пожалуйста».
  4. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидаясь, когда об этом вспомнит ребёнок.
  5. Вместе с ребёнком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.
  6. Учите вежливости вежливо!

 

«Как научить ребёнка не перебивать взрослых»

Заранее договоритесь с ребёнком о том, что когда к Вам придёт гость и Вы будете с ним разговаривать, малыш, например, поиграет в своей комнате. Объясните, что сейчас Вы заняты. Запомните то, что ребёнок хочет Вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребёнка нарисовать, написать то, что он хочет Вам сказать.

  1. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. д.
  2. Научите вежливым способам прерывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать Вас» - может стать поистине волшебной.
  3. Будьте примером для ребёнка и не прерывайте чужой разговор без необходимости.
  4. Учитывайте возраст: чем младше ребёнок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
  5. Хвалите ребёнка за то, что он нашёл, чем ему заняться, когда Вы были заняты разговором.
  6. Сами никогда не перебивайте ребёнка!
свернуть

Какие сказки читать ребенку на ночь!

Дедовщина в детском саду

Откуда я появился