Советы учителя-дефектолога
Шпаргалка для родителей по развитию речи
Игры с водой для детей группы раннего возраста
В час по чайной ложке
Вам потребуются: 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Налейте воду в один стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «пустой — полный».
Налил-вылил
Вам потребуются: емкость с водой, 1 большой стакан и 1 маленький стакан.
Поставьте перед ребенком тазик с водой, покажите, как можно зачерпывать воду одним стаканом и переливать ее в другой. Предоставьте ребенку свободу действий.
Игра способствует развитию координации движений, расширяет представления о свойствах вещества.
Выжми мочалку
Вам потребуются: две емкости, поролоновая губка.
Одну емкость заполните водой. Покажите ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды — в другую. Предложите попробовать самому сделать то же самое.
Игра развивает мелкую моторику.
Кораблики
Вам потребуются: тазик, бумага.
Налейте в тазик немного воды. Покажите ребенку, как можно бросать в тазик мелкие кусочки бумаги, подуйте на них. Скорее всего, ребенок повторит ваши действия.
Игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
Сквозь сито
Вам потребуются: стакан, сито.
Поставьте перед ребенком тазик с водой, пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
В игре ребенок познает назначение предметов и свойства вещества.
Поплывет или утонет?
Поставьте перед ребенком тазик с водой, дайте ему пуговицы, камушки, лоскуты ткани, мелкие игрушки, металлическую и деревянную ложку. Пусть малыш кидает все предметы в воду и наблюдает за ними. Объясните, почему одни вещи тонут, а другие остаются на поверхности.
В игре познаются свойства предметов, закладываются основы классифицирования, развивается мелкая моторика.
Поливаем цветы
Вам потребуется: детская лейка.
Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребенку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их надо поливать водой. Пусть малыш сам польет клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом, как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.
Лейку-леечку возьмём
И воды в неё нальём.
Мы польём цветочки лейкой,
Вырастайте поскорей-ка!
Игра способствует развитию воображения, моторики. Ребенок изучает свойства и назначение предметов, знакомится с растительным миром.
Дождик
Вам потребуется: лейка.
Поместите в тазик или ванну пластмассовые игрушки, дайте ребенку лейку и предложите поиграть в кукольный дождик. Поливайте кукол из лейки, вспоминая все известные вам стихи про дождик. После «дождя» дайте малышу сухое полотенце и попросите вытереть все игрушки.
Дождик, дождик!
Лейся пуще!
Пусть растёт
Пшеница гуще!
Лейся, лейся,
Как река!
Будет белая мука!
Г. Лагздынь
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал.
Г. Лагздынь
Игра способствует развитию речи.
Игры в ванной
Моем трубочиста
Вам потребуются: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.
Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась» и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребенка на то, как скользит в руках намыленная кукла.
Игра способствует развитию моторики, речи.
Прыгающий шарик
Вам потребуются: пластмассовый шарик для настольного тенниса.
Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе, не выскакивая из нее.
Веселые стихи
Намыливая малыша, читайте ему забавные стишки, потешки:
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится,
Машенька помоется,
Причешется, оденется.
Игра способствует развитию речи, укрепляет доверительные отношения.
Умываемся
Умывая малыша, читайте веселое стихотворение, сопровождая его соответствующими действиями:
Аккуратные зайчата
Лапки?
Мыли.
Ушки?
Мыли.
Хвостик?
Мыли.
Всё помыли.
И теперь мы чистые
Зайчики пушистые.
Г. Лагздынь
В игре ребенок запоминает названия частей тела.
Если ребенок заикается. Что делать, как заниматься
От чего может возникнуть заикание
В большинстве случаев заикание наблюдается у нервно ослабленных детей. Оно может возникнуть после перенесенного испуга, в результате неправильного воспитания, когда родители от чрезмерной ласки переходят к грубому обращению с ребенком, не соблюдают необходимого для ребенка распорядка дня, перегружают его чтением книжек, заставляют повторять сложные слова, фразы, стихи в то время, когда это ребенку еще трудно, так как его речь не полностью сформирована.
Иногда родители сообщают детям сведения, не соответствующие их возрастному развитию. Например, четырех-пятилетний малыш в разговоре употребляет термины из сферы специальности своего отца или матери. Родители в восторге от его «учености», но слова эти, не свойственные его возрасту, затрудняют ребенка и в результате могут привести к заиканию.
Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями. Кино, телевизор, детские спектакли, праздничные елки, чтение книг, большое количество игрушек - все это приводит к перенапряжению нервной системы ребенка, в результате - к дефекту речи.
Ослабление организма ребенка после перенесенной болезни (особенно после тяжелых детских болезней - кори, скарлатины, дифтерии, коклюша, дизентерии и др.) также может служить почвой для нарушения речи. Физические наказания, запугивание, резкие окрики, помещение ребенка в виде наказания в темную комнату могут у нервно ослабленного и впечатлительного ребенка послужить толчком к возникновению заикания.
Иногда заикание у ребенка является следствием подражания заикающейся речи кого-либо из окружающих.
Виды заикания
Заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое.
Заиканию детей обычно сопутствует резкое нарушение дыхания: ребенок перед тем как произнести слово выдыхает воздух (утечка воздуха), а говорит в то время, когда вдыхает - речь на вдохе.
При клоническом заикании ребенок повторяет по нескольку раз один тот же начальный слог или звук: ма-ма-ма-машина, п-п-п-петушок, а иногда перед тем как произнести слово, повторяет какой-нибудь гласный звук, например: а-а-а-а-а-апельсин, и-и-и-и-игрушка. Клонический вид заикания обычно встречается в первые месяцы речевого расстройства.
Тоническое заикание выражается в том, что ребенок делает длительные остановки и нажим на согласных и гласных звуках, например: п-равда, т-рамвай, й-я думаю, С-аша, А-нюта.
Кроме того, бывает смешанный вид заикания, когда у ребенка наблюдаются клонические и тонические судороги, например: «Ма-ма-мама, й-я м-огу у-у-у-упасть!» При этом задержка на одном из звуков («м-огу») часто сопровождается настолько резким напряжением, что оно переходит в судорогу, а иногда даже один звук заменяется другим (например: «М-биша» - Миша), как бы захлебывается во время разговора.
Речь ребенка сопровождается коротким, прерывистым, судорожным дыханием, вследствие чего слова, фразы резко разрываются на слоги - ребенок говорит так, как при одышке.
У ребенка перед началом речи появляется длительная задержка дыхания, и он никак не может начать говорить.
Помимо нарушения дыхания, при заикании может иметь место хрипота и частичная потеря голоса. Иногда голос пропадает совсем и ребенок говорит шепотом.
Можно ли изменить речь заикающегося ребенка?
В случае появления у ребенка заикания необходимо, прежде всего, обратиться в детскую поликлинику к врачу-неврологу. Он определит причину заикания, даст необходимое назначение для укрепления нервной системы ребенка, направит его к логопеду, который окажет ребенку практическую помощь или даст родителям указания, как можно помочь ему в условиях семьи.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы родители или окружающие обращали внимание ребенка на неправильность его речи, говорили при этом, что он заикается. С ребенком, начавшим заикаться, рекомендуется как можно меньше говорить. Не следует задавать ему вопросов, нужно говорить с ним спокойно, не торопясь, но не разбивая слова на слоги. Когда ребенок в видимом затруднении останавливается во время разговора или не может начать говорить, необходимо помогать ему, подсказывая нужные слова или делая напоминания, чтобы он не спешил, а говорил медленно.
Режим дня должен быть строго выдержан и построен таким образом, чтобы ребенок максимальное время проводил на воздухе. Кроме того, дневной сон должен длиться не менее 2 часов, а ночной - 10-11 часов (в зависимости от возраста). Будить ребенка не рекомендуется. Желательно по утрам делать обтирание, а на ночь - теплый душ.
Питание четырех-пятикратное, полноценное, с большим количеством витаминов и обязательно в определенные часы.
Режим дня, водные процедуры, питание следует согласовывать с врачом, наблюдающим данного ребенка.
Рекомендуется следить, чтобы ребенок по возможности не находился в шумном, неорганизованном детском обществе, которое может вызвать у ребенка резкое эмоциональное возбуждение, что в свою очередь обычно содействует ухудшению речи; необходимо избегать волнующих ребенка впечатлений (театр, цирк, гости, телевизор, страшные рассказы на ночь, ссоры в присутствии ребенка и т. п.).
В семье, где имеется заикающийся ребенок, следует установить речевой режим. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной, внятной. Слыша вокруг себя правильную речь, заикающийся ребенок невольно будет подражать ей, и заикание постепенно начнёт ослабевать, а в некоторых случаях может даже полностью исчезнуть.
Задача родителей сострит в том, чтобы освободить речь заикающегося ребенка от напряжения, сделать ее свободной, плавной, ритмичной. Для этого, кроме соблюдения в семье речевого режима, следует ежедневно в течение 20-30 минут проводить с ребенком специальные упражнения по снятию тонуса, формированию речевого дыхания, координации слова и движения, игровые упражнения для развития голоса.
Упражнения по снятию тонуса состоят в выполнении детьми расслабляющих движений. Например, малышам предлагают помахать руками, как при прощании, как птички крылышками, встряхнуть расслабленными кистями рук, как при стряхивании брызг воды, и т. д.
При проведении упражнений по развитию речевого дыхания используются следующие игровые приемы: потушить свечу (подуть вместо свечи на указательный палец руки), сдуть с руки ватку, подуть на одуванчик, на «озябшие» руки, произнося при этом шепотом: «Ф-ф-ф».
Упражнения по развитию голоса строятся на хорошо знакомых детям звукоподражаниях: гудку паровоза, вою ветра, волка - у-у-у, жужжанию пчелы, мухи, жука - ж-ж-ж, шипению гуся - ш-ш-ш и др.
Необходимость занятий по развитию у заикающихся детей голоса и правильного речевого дыхания обусловлена тем, что они часто боятся звука собственного голоса, говорят тихо, неуверенно, и это еще более усиливает дефект их речи.
Подвижные игры, в процессе которых координируют слово с движением, интересны детям, потому что сопровождение текста игр осуществляется хлопками, ударами и подбрасываниями мяча, движениями рук, ног, прыжками и т. д. Сопровождение текста движениями сдерживает торопливую речь ребенка и вместе с тем отвлекает его от болезненного внимания к своей речи.
Развитию у ребенка плавной, спокойной речи способствует сопряженное и отраженное чтение коротких стихотворений, рассказов, сказок, ответы на вопросы по прочитанному, а также рассказы по картинкам.
При сопряженном чтении взрослый предлагает ребенку вместе прочитать сказку: сначала он один четко и медленно произносит фразу, затем повторяет ее вместе с ребенком. Фразы даются короткие, в два-три слова на один выдох.
Когда этот вид чтения усвоен ребенком, можно переходить к отраженному чтению. При отраженном чтении фразу сначала произносит взрослый, а затем ребенок повторяет ее самостоятельно.
Для отраженного чтения (а затем и для самостоятельного чтения наизусть) рекомендуется стихотворный материал, так как гладкий ритмичный текст стихов хорошо помогает заикающимся изживать торопливость, аритмичность речи. На первых порах следует давать короткие стихи в две, три строки.
При чтении стихотворений «под мяч» сначала делается бросок мяча на каждом слове. После того как ребенок будет свободно справляться с таким упражнением, можно перейти к чтению, при котором бросок мяча делается только в конце строки.
После отраженного чтения возможен переход к упражнениям в вопросно-ответной форме речи. Их можно проводить следующим образом: взрослый дает ребенку большие карты, как для игры в лото, а маленькие карты-накрывашки кладет стопкой на стол; потом берет из стопки картинку и спрашивает: «У тебя есть бабочка?». Ребенок отвечает: «У меня есть бабочка. Бабочка желтая» и т. д. С ребенком от пяти до семи лет игры проводятся по темам «Игрушки», «Домашние животные» и т. д.
Правила речи для детей
• Во время разговора всегда смотри в лицо собеседнику. Это поможет тебе говорить смело и уверенно.
• Помни, что всегда и везде нужно говорить плавно, спокойно, неторопливо.
• Когда говоришь, не сутулься, не опускай голову, не делай лишних движений. Держись прямо, уверенно.
• Не спеши с ответом. Сначала проговори ответ про себя.
• Перед началом речи вдохни и сразу же начинай говорить.
• Говори на выдохе. Воздух расходуй в основном на гласные звуки.
• Гласные звуки произноси широко и громко.
• Не нажимай на согласные звуки. Произноси их легко, без напряжения.
• В каждом слове обязательно выделяй ударный гласный звук: произноси его громче и протяжнее остальных гласных.
• Короткие предложения, состоящие из 3-4 слов, произноси на одном выдохе. Строго выдерживай паузы между предложениями.
• Длинные предложения дели на смысловые отрезки (3-4 слова), между которыми выдерживай паузу и делай новый вдох.
• Слова внутри короткого предложения и смыслового отрезка произноси слитно, цепляя одно слово за другое.
• Говори громко, четко, выразительно.
Эти правила не сложны по формулировкам, но, оказывается, постоянно соблюдать их детям трудно. Для лучшего запоминания рекомендуется эти правила переписать на большой лист бумаги, повесить на видное место и выучить наизусть так, чтобы запомнить на всю жизнь.
Как надо вести себя родителям с ребенком, который начал заикаться
- Взять себя в руки и не паниковать.
- Попытаться разобраться в причинах дефекта речи.
- Ликвидировать их.
- Создать дома спокойную обстановку.
- Не ссорится при ребёнке и не конфликтовать.
- Оберегать от бурных эмоций, даже положительных (празднование дня рождения, посещение кукольного театра и т. д.).
- Исключить шумные игры и шумные детские компании. -Уменьшить интеллектуальную нагрузку.
- Помочь избавиться от страхов.
- Выработать уверенность в себе.
- Найти правильную тактику воспитания.
- Не расходиться в методах воспитания с другими родственниками.
- При рождении второго ребенка уделять первенцу максимум внимания.
- Научить правильно общаться.
- Постараться не ломать его стереотипы.
- Повременить с оформлением в детский сад.
- Как можно реже ходить в гости.
- Не приглашать часто к себе гостей.
- Ослабить нервное напряжение.
- Любыми способами отвлекать ребёнка от речевого дефекта и не фиксировать внимание на нем.
- Не заставлять правильно повторять «невыговаривающиеся» слова.
-Говорить в присутствии ребенка медленно и тихо. Свести к минимуму беседы с ним.
- Повышать общую сопротивляемость его организма для профилактики различных заболеваний.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, который заикается
• Всем своим видом подчеркивать свое беспокойство.
• Акцентировать внимание на дефекте речи и в присутствии ребенка жалеть его.
• Впадать в панику.
• Заставлять по нескольку раз правильно выговаривать исковерканные слова.
• Передразнивать его, поправлять, постоянно вовлекать в беседы и разговоры.
• Ссориться, конфликтовать, пугать.
• Увеличивать интеллектуальную нагрузку,
• Постоянно ломать стереотипы.
• Помните, что сроки прекращения заикания во многом зависят от вас.
Развитие голоса у детей с нарушениями речи. Профилактика нарушений голоса
Число детей, имеющих измененный тембр голоса, - от легкой охриплости, гиперназальности до более выраженных нарушений тональности, силы звучания, вплоть до шепотной речи, - не имеет тенденции к снижению. Заболевания гортани, сопровождающиеся дисфонией, занимают второе место в структуре всей ЛОР- патологии у детей. Кроме того, патологическое изменение голоса являестя симптомом в структуре таких речевых расстройств как дизартрия, ринолалия, заикание.
Голос, являясь одним из компонентов речи, обеспечивает ее слышимость, выразительность , эмоциональность, поэтому любые его нарушения в первую очередь влияют на процесс коммуникации.
В связи с этим исследование голоса в норме и патологии представляется одной из актуальных задач в области логопедии.
Прежде чем перейти к характеристике нарушений голоса, необходимо установить, что же включает в себя такое понятие, как голос. В литературе даются различные определения, одни их них являются более общими, другие – более конкретными.
Дмитриев Л. Б. в книге «Фониатрия и фонопедия» даёт следующее определение: голос – это совокупность звуков, образующихся с помощью голосового аппарата, представляющего собой комплекс органов и систем, принимающих участие в голосообразовании. А. Т. Рябченко указывает, что голос – совокупность звуков, воспроизводимых гортанью, а также целым рядом других органов, среди которых диафрагма (дыхательная мышца), лёгкие, бронхи, трахея, носовая полость с придаточными пазухами.
Голосовой аппарат включает 4 основные части: гортань – генератор звука; надставную, резонаторную часть – глотка, полость носа, околоносовые пазухи; энергетический аппарат – ротовая полость, зубы, губы, твердое и мягкое небо.
Голосообразование у человека – очень сложный механизм тесного взаимодействия органов и систем с их биологически обратными связями на основе слухового, вибрационного и проприоцептивного анализаторов, сигнализирующих в ЦНС об их состоянии и деятельности. Речевая и голосовая функции обычно находятся в полном единстве и подчинены регулирующему действию коры головного мозга. Голосовая функция осуществляется преимущественно с напряжением голосовых складок, длина которых обуславливает определенное количество колебаний. Взаимодействие голосовых складок – результат сложной деятельности анатомо-физиологических механизмов.
Голос может быть речевым, певческим, шепотным. Звук хорошо изучен, основные его закономерности определены. Все многообразие качеств певческого или речевого голоса, которое мы умеем хорошо различать на слух, имеет акустическую расшифровку, зная которую можно целенаправленно влиять на выработку нужных качеств голоса. В голосовом аппарате человека при речи и пении возникают тоновые звуки (гласные) и шумовые (глухие согласные). В певческом голосе вокальные педагоги различают высоту, силу и тембр взятого звука (это и есть спектр), а также разнообразные качества. Это является одним из 3-х важнейших акустических параметров. Два других – это частоты колебаний, их амплитуды.
Полноценный голос, его сила, высота, тембр, выразительность формируются и совершенствуются одновременно с развитием всего организма человека.
Здоровый голос, как правило, звучит легко и свободно, выявляя свои лучшие качества. По голосу человека можно судить об его общем состоянии и нарушении. Поражение голосового аппарата каким-либо болезненным процессом для каждого человека превращается в катастрофу, в особенности для ребенка.
Наибольшая роль при устранении нарушений голоса отводится врачам фониатрам и фонопедам. Фониатрия – наука о лечении и предупреждении заболеваний голосового аппарата. Фонопедия – раздел логопедии, предусматривающий воспитание навыков правильного голосоведения с помощью педагогических приемов при постоянной активизации мышечного аппарата с минимальной на него нагрузкой.
Специалист, который занимается восстановлением нарушенной голосовой функции – фонопед. Такие специалисты имеются во всех областных центрах и в г. Минске.
Основным симптомом заболеваний голосового аппарата является охриплость различной степени выраженности. Ее возникновение при органических заболеваниях голосового аппарата объясняется анатомическими повреждениями голосовых складок, при функциональных нарушениях – нерегулярностью вибраций мышц голосовых складок. Существуют и другие симптомы – это дискомфорт в глотке и гортани, сухость, першение, болевые ощущения, желание откашляться, утомляемость голоса даже после небольшой голосовой нагрузки.
Основное отличие детского голосового аппарата от взрослого в том, что детский голосовой аппарат – развивающийся. Отсюда различия в строении и работе. Органы дыхания в детском возрасте отличаются следующими особенностями: носовые ходы, глотка, гортань, трахея и бронхи у детей сравнительно узкие и покрыты нежной слизистой оболочкой; эластичная ткань этих органов, является опорной, и мышцы развиты слабо; хрящи гортани мягкие и легко сдавливаются. Другой возрастной особенностью ребенка является неравномерность развития организма в процессе роста, окончания роста разных органов голосового аппарата. Например, рост носоглотки и придаточных пазух носа в основном завершается к периоду полового развития (14 годам), а все остальные органы голосового аппарата завершают свой рост с окончанием периода полового развития (условно к 19 годам). Дыхание у детей более короткое и слабое, меньше динамичный и звуковысотный диапазоны, беднее тембр. Примерный диапазон голоса у мальчиков и девочек от 7 до 9 лет – одна октава.
В процессе воспитания голоса у ребенка необходимо соблюдать функциональное равновесие между всеми органами и системами, участвующими в голосообразовании, правила и технику голосоведения. Если этого не делать, то могут возникнуть нарушения, диапазон которых – от полной потери голоса до незначительных его изменений.
Профилактика нарушений голоса у детей.
Известно, что всякую болезнь легче предупредить, чем лечить. Профилактика нарушений голоса – это прежде всего, соблюдение правил, которые предохраняют организм от простудных заболеваний, которые часто ведут к заболеваниям голосового аппарата.
Профилактика голосовых расстройств имеет свои особенности. Она чрезвычайно обширна и от «прописных истин» здесь не уйти. Постоянная закалка свежим воздухом, солнцем, водой, физические упражнения, гигиена труда, отдыха, соблюдение нормального режима дня должны войти в привычку, стать потребностью. Температура воздуха, его чистота и степень влажности – тоже немаловажный фактор в профилактике голосовых расстройств. Помещения необходимо регулярно проветривать. С раннего возраста детей необходимо приучать к утренней дыхательной гимнастике, а также к систематическим зимними и летними видами спорта. В период остро протекающей мутации рекомендуется ограничить голосовую нагрузку. Чтобы предупредить расстройство голоса у детей, родители должны следить, чтобы дети не перенапрягали голосовые связки – не кричали, не пели слишком громко, не выходили разгоряченными на мороз, не пели на холоде. Надо помнить, что пыльный, прокуренный воздух вызывает заболевание голосовых связок. Хрипота голоса обычно возникает в результате простуды. Если при лечении домашними средствами в течение недели хрипота не проходит, во избежание перехода ее в хроническую, обязательно надо обратиться к врачу и строго следовать его указаниям. При тех или иных нарушениях голоса важно раннее начало коррекционно-логопедической работы. Это предупреждение вторичных дефектов. Профилактические мероприятия проводятся и после восстановления голоса.
Особая роль отводится формированию правильного дыхания. Дыхание – жизненно необходимый процесс для человека, база звукообразования и всей речи в целом. Существуют два вида дыхания: физиологическое, которое протекает непроизвольно и рефлекторно, обеспечивая человека кислородом, и фонационное, или речевое, задачи которого – обеспечение организма кислородом плюс звукообразование. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. Плавное речевое дыхание дает возможность при меньшей затрате мышечной энергии речевого аппарата добиваться максимума звучности, более экономно расходовать воздух.
Правильное речевое дыхание – реберно-диафрагматическое (комбинированный, или смешанный тип дыхания). Это наиболее глубокий тип дыхания, который позволяет долго и эмоционально говорить на выдохе. Для этого дыхания характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох. Правильное речевое дыхание требует специальной подготовки. Развитие его зависит от правильного функционирования физиологического дыхания.
Существует множество специальных методик (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, М. С. Норбекову), направленных на развитие физиологического дыхания, суть которых – в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.
В домашних условиях можно самостоятельно развивать с ребенком речевое дыхание и голос прежде всего для профилактики болезней верхних дыхательных путей и нервной системы; регуляции дыхательного ритма; укрепления мышц лица и грудной клетки; повышения умственной работоспособности детей, а также для формирования навыков правильного речевого дыхания и нормализации звукопроизношения.
Приучайте ребенка дышать обязательно через нос! Стиль дышать ртом вреден, приводит к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), дыхательной системы. Дыхание через нос предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга.
При постановке речевого дыхания необходимо приучать детей делать вдох через немного приоткрытые губы (легкая улыбка). При этом язык спокойно лежит на дне рта, открывая доступ воздушной струе. Легкая улыбка позволяет снять мышечное напряжение и является естественным началом свободной речи. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т.е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются.
Конечной целью тренировки речевого реберно-диафрагматического дыхания является тренировка длительного выдоха (а не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха) и умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, учавствующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно, сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно.
Для выработки такого типа дыхания существуют специальные упражнения, которые можно проводить с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в игровой форме. Однако и старшим детям эти упражнения будут полезны.
Основные направления реабилитации нарушений голосовой функции у детей
1 . Релаксационные упражнения.
2 . Дыхательные упражнения.
3 . Голосовые упражнения.
Использование учителем-дефектологом основных направлений реабилитации нарушеной голосовой функции у детей в ходе занятий, и развитие речевого дыхания и голоса ребенка в домашних условиях - в конечном итоге способствуют восстановлению голоса ребенка в более короткие сроки.
Основными показателями успешности проведенных занятий является естественное звучание голоса, достаточная его громкость и отсутствие утомляемости при речевых нагрузках.
Применение данной программы на практике - позволяет творчески подойти к планированию и проведению занятий, подбирать разноуровневые задания и оказывать различную степень помощи на основании возрастных , речевых и интеллектуальных возможностей каждого воспитанника.
Взаимодействие воспитателя, учителя-дефектолога и музыкального руководителя при подготовке праздников и развлечений
Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают утренники и развлечения. Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно-воспитательную работу более эффективной.
Планирование и подбор материалов для утренников и развлечений осуществляет совместно музыкальным руководителем, учителем-дефектологом и воспитателем. При этом учитываются возраст детей, уровень речевого развития и индивидуальные особенности каждого дошкольника. В проведении праздников для детей с тяжелыми нарушениями речи есть своя специфика.
- На начальных этапах обучения детей с ТНР на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Так, например, у детей первого года обучения ко времени проведения новогоднего утренника речь оказывается еще крайне ограниченной, страдает ее лексико-грамматический строй и звукопроизношение. Поэтому на этом празднике стихи и песни, доступные пониманию детей, исполняют взрослые или старшие ребята. Можно показать на празднике кукольный спектакль. Дети же принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах.
- Дети могут участвовать в небольших сценках, где их действия будут сопровождаться комментариями воспитателя (например, сказки «Курочка ряба», «Репка»)
- Для активизации речи детей возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок.
- Дети могут подпевать мелодию песни, произнося слоговые ряды «та-та-та» или «ля-ля-ля»
- В дальнейшем при составлении сценариев необходимо подбирать материал, доступный детям по содержанию. Каждому ребенку следует дать возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. Например, дети читают стихотворение не целиком, а по две строчки каждый.
- Сценарии утренников и развлечений должны быть занимательными по форме, с обязательным наличием сюрпризных моментов, и непродолжительными по времени (от 20 до 45 мин.)
- К утреннику в группах для детей с ТНР готовят не более 4 песен и 2-3 танцев. При подборе текстов песен стараются избегать тех звуков, которые дети еще не умеют произносить правильно и сложных по структуре слов, а также нежелательны для исполнения песни в быстром темпе. Небольшие по объему и мелодичные произведения в спокойном темпе легче всего запоминаются и заучиваются детьми.
При подготовке праздников и развлечений музыкальному руководителю и воспитателю необходимо помнить, что начинать разучивать песни, стихи, инсценировки следует после проведения тщательной словарной работы, когда тексты станут понятны каждому ребенку.
Дети с тяжелыми речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро забывают. Детям требуется для прочного запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала. Однако следует избегать механического повторения, необходимо создавать разнообразные ситуации, побуждающие ребенка воспроизвести заученные стихи, песни, сопровождать их движениями, пантамимикой.
Не следует включать в репертуар речевой материал, построения, танцы, песни, которые требуют усиленной тренировки, большого физического напряжения детей. Дополнительные репетиции накануне праздников сильно утомляют и истощают детей. Праздники и развлечения в детском саду – это, прежде всего радость для детей, а не для гостей, присутствующих на утреннике.
При подготовке праздников и развлечений:
● учитель-дефектолог, музыкальный руководитель и воспитатель совместно подбирают стихи, песни, инсценировки и другой речевой материал;
● учитель-дефектолог первоначально отрабатывает тексты, добиваясь правильного звукопроизношения;
● воспитатель проводит словарную работу, закрепляет речевой материал;
● музыкальный руководитель разучивает танцы, хороводы, осуществляет пропевание с детьми под музыку.
Для проведения праздничных утренников даже на первом-втором году обучения рекомендуется объединять детей из массовых и специальных групп. Не следует опасаться, что дети с выраженными нарушениями речи будут поставлены при этом в неравные условия. Они могут наравне со сверстниками принимать участие в играх, соревнованиях, танцах. Команды и группы играющих могут быть смешанными. Желательно заранее познакомить детей из различных групп: поход в гости с целью поздравления с праздником, днем рождения и т.д.
Вполне допустимо объединить детей двух возрастов, посещающих группы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Объединение на праздничных утренниках и досугах детей третьего-пятого годов обучения с нормально развивающимися сверстниками способствует интеграции и социализации детей с речевыми нарушениями.
С дошкольниками проводятся разнообразные развлечения:
- инсценировки сказок с использованием игрушек, фланелеграфа, шапочек-масок;
- кукольный театр,теневой театр;
- музыкально-литературные развлечения, игры, викторины;
- концерты и т.д.
Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.
УПРАЖНЕНИЯ С ШАРИКОМ МАССАЖЕРОМ СУ–ДЖОК
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Су –Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка. Су-Джок используют и при плохой подвижности пальчиков. Эта процедура значительно улучшает мелкую моторику рук, поднимает настроение ребенку.
Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Массаж пальцев эластичным кольцом
Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики
Раз – два – три – четыре – пять, (Разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков
Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука [Ш]:
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука [Ж].
Ходит ёжик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ёжик.
Как же взять его?
Использование Су – Джок шаров при совершенствовании лексико-грамматических категорий
Упражнение «Один-много». Логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводим упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»
Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
Использование шариков при выполнении гимнастики
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
Использование шариков для звукового анализа слов
Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.
Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов
На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого.
Использование шариков для слогового анализа слов
Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.
УПРАЖНЕНИЯ с шариком массажером Су – Джок:
Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
На поляне, на лужайке (Катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (Прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (Катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (Прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (Положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (Вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (Гладить шаром каждый палец)
Шла медведица спросонок, (Шагать шариком по руке)
А за нею – медвежонок. (Шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (Шагать шариком по руке)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать (Нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
СКАЗКА «Ёжик на прогулке»
Цель: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.
Оборудование: Су - Джок шарик - массажер.
Жил да был ёжик в лесу, в своем домике - норке (зажать шарик в ладошке).
Выглянул ёжик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).
Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап(кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).
Захотелось ёжику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много ... как понесет их ёжик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
Упражнения для развития дыхания
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики
1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Упражнения дыхательной гимнастики
1. Снег.
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки.
2. Кораблики.
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
3. Футбол.
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".
4. Буль-бульки.
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в "буль-бульки" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в "Буль-бульки", чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т.д.
5. Волшебные пузырьки.
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
6. Дудочка.
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
7. Губная гармошка.
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому, не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
8. Цветочный магазин.
Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.
9. Свеча.
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
"Игры на запоминание цифр"
Дети знают ещё не все цифры, а знают или «узнают» лишь некоторые из них. Малыши путают цифру и число, цифру и букву, путают цифры между собой. Трудности возникают, когда результат счёта надо обозначить цифрой или цифру соотнести с определённым количеством предметов. Приведённые ниже игры помогут вам решить эти проблемы.
«Назови имя цифры»
Ребёнок рассматривает цифры, изготовленные из разных материалов: бумаги, картона, ткани, нанесенные на карточки разного размера и цвета, письменные или печатные и т.д. В процессе игры выясняется, какие цифры знает ребенок.
«Узнай цифру на ощупь»
Предлагаются цифры в виде объемных фигур. Это могут быть карточки, где контуры цифр могут быть выпуклыми или, наоборот, обозначены желобками, шершавые цифры или гладкие знаки, наклеенные на шершавую бумагу и др. Дошкольник обследует и угадывает цифру на ощупь.
«Сделай цифру»
Ребёнку предлагается выложить цифры из кружочков, палочек, кубиков, треугольников, мозаики, вылепить из пластилина, глины, сделать «вкусные цифры». Можно вырезать цифры из бархатной или простой бумаги, старых газет или журналов, ткани и наклеить их.
«Раскрась цифру»
Дается контурное изображение для штриховки или раскрашивания, или трафареты для обведения цифры и ее последующего раскрашивания, или штриховки.
«Рисуем и угадываем»
Взрослый рисует пальцем цифру в воздухе, а ребенок угадывает ее, затем они меняются ролями.
«Преврати цифру в смешную фигурку»
Путем дорисовывания или прорисовывания цифры превращаются в «человечков», «зверюшек» или другие смешные фигурки.
«Нарисуй столько же»
Ребенок рисует (раскрашивает, наклеивает) столько предметов, сколько показывает цифра.
«Выполни движение»
Взрослый предлагает (присесть, подпрыгнуть) ребенку столько раз, сколько указывает цифра.
«Цифры на кубиках»
Воспользовавшись игральным кубиком, дети находят цифру, соответствующую числу точек на выпавшей верхней грани кубика.
«Найди такую же»
На листе бумаги изображены цифры, отличающиеся цветом, размером, формой. Надо найти, отвлекаясь от несущественных признаков, одинаковые цифры.
«Какая цифра убежала?»
Ребенок рассматривает карточки с цифрами и запоминает их. Взрослый меняет их местами. Малыш указывает, что изменилось. Если какая - либо карточка убирается, ребенок угадывает, какой цифры не стало.
«Что перепуталось?»
На столе карточки с цифрами перевернуты «вверх ногами» или «вниз головой», или даны в «зеркальном» отражении. Ребенок должен вернуть цифру в правильное положение.
«Назови и выложи»
Ребенку предлагается назвать и выложить из цифр свой номер телефона, дома и квартиры и т.д.
«Опиши цифру»
Ребенку предлагается описать цифру. Например: эта цифра состоит из палочки, слева наверху у нее есть небольшой хвостик; эта цифра похожа лебедя и т.д.
«Напиши цифры»
Цифры пишут пальцами в воздухе, на запотевшем стекле, палочкой на земле, мелом на асфальте и т.д.
Что такое «познавательная деятельность» или почему ребенок медленно думает
Почему одни люди все схватывают на лету, а другим необходимо многократное повторение одного и того же? Во-первых, это связано со способностью центральной нервной системы быстро и точно усваивать информацию из окружающего мира, во-вторых, зависит от заинтересованности слушающего, в-третьих, от слаженной работы зрения, слуха, двигательных ощущений всего тела и отдельных его частей (в частности, пальцев рук), в-четвертых, от способности человека к произвольному и целенаправленному вниманию. Недостаточная включенность одного из этих компонентов познавательной деятельности резко снижает эффективность общения человека, в том числе и ребенка, с окружающим миром. Особенно это резко выражено у детей с проблемами в развитии.
Незрелость нервной системы с рождения или к моменту начала систематического обучения в детском саду не дает ребенку запоминать то, что ему показывают или говорят взрослые, что он сам видит; слышит, чувствует каждый день. Теряя ощущение нового, но не запоминая необходимое, ребенок не проявляет заинтересованности в познании окружающего мира или утрачивает ее. Привычная обстановка (дома, в детском саду, на улице) не вызывает желания что-либо потрогать и назвать, однако изменение этой привычности ведет к резким протестам детей. Почему? Ведь кажется, что ребенок ничего не замечает вокруг, не называет по просьбе взрослого. Протесты возникают потому, что ребенок, запомнив целостную картину окружающего мира, не выделяет из него частности (деревья, траву, камешки, людей, автобус, стол, стул и т. д.). Поэтому каждое изменение (в одежде, в маршруте до дома, в еде) вызывает у ребенка испуг перед неизвестным, и он требует возврата к прежнему, ему известному окружению. Как только это происходит (пошли привычной тропинкой, мама надела ту же кофточку, посадили на тот же стульчик), ребенок успокаивается и снова не проявляет интереса к окружающему.
Из-за незрелой нервной системы очень часто у детей вовремя не налаживаются связи между глазом и ухом, глазом и рукой, ногой и ухом и т. д. Ребенок не может выполнить простых для нас заданий: повернуться в сторону звука (как будто не слышит, но слух в порядке}, подпрыгнуть на одной ноге, закрасить контур (глаз видит, но рука не слушается), пнуть мяч. Это с одной стороны. С другой стороны, незрелость нервной системы ограничивает понимание ребенком обращенной к нему речи: он просто не понимает, что ему говорят. И самое непонятное для нас, взрослых, - не может сделать как мы, т. е. по подражанию и образцу. Девиз: «Делай как я!» для ребенка с проблемами в развитии становится недосягаемым. Почему? По причине отсутствия слаженной работы всех органов чувств ребенка: глаз видит, ухо слышит, но обменяться друг с другом и дать команду мышцам двигаться они не могут Именно этим объясняется неумение детей к началу школьного обучения обвести клетку, показать правую/левую руку, срисовать простейший орнамент из палочек и т. д.
Чтобы запомнить, как выглядит предмет или объект окружающего мира, ребенку нужно заставить себя посмотреть и запечатлеть его таким, как он есть, чтобы в следующий раз узнать. Чтобы запомнить, как называется что-то, ребенок опять должен заставить себя запечатлеть тот набор звуков, которым взрослые этот предмет обозначают. В большинстве случаев этот процесс происходит без особого вмешательства со стороны взрослых. Однако когда нервная система незрела, когда имеются несогласования в работе различных воспринимающих систем ребенка, тогда процесс запоминания требует многократных повторений и чрезмерных усилий ребенка для концентрации внимания на каком-то одном предмете. Энергии и возможностей ребенка не хватает для быстрого и точного запоминания и воспроизведения полученного опыта: ребенок с трудом запоминает, иногда неправильно, тяжело переучивается, быстро забывает. Именно эти сложности скрываются за выражением «медленно думает, когда говорят о ребенке с проблемами в развитии.
Вышеописанные трудности подстерегают малыша с первых дней жизни. О недостаточной зрелости нервной системы мамы узнают еще в родильном доме, но, к сожалению, не предпринимают каких-либо усилий для помощи ребенку, наивно полагая, что все с возрастом пройдет. Наоборот, чем старше становится малыш, тем больше информации и опыта взаимодействия с окружающим миром он недополучает . И вовсе не потому, что он «лентяй и не хочет», а потому, что незрелость нервной системы не дает ему усваивать тот материал, который знают его сверстники, даже не посещающие детский сад. Помогите ребенку: проконсультируйтесь у врачей-специалистов {невропатолога или невролога, окулиста, ЛОРа, у логопеда и дефектолога). Узнайте все возможные пути преодоления имеющихся трудностей. Самое главное - не ждите пяти лет, на которые ссылаются несведущие люди, объявляя этот возраст чуть ли не возрастом избавления от всех проблем в, развитии ребенка. Самое удивительное, что именно с этого возраста ребенка проблемы у родителей только начинаются.
Рекомендации родителям по развитию речи детей
Довольно часто родители отдают ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, для мамы так важно играть вместе! Для малыша игра с мамой – самый радостный и комфортный способ познать мир.
Первый и главный вопрос – чему учить? Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни.
Прежде всего, займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки – «одежда», «посуда», «мебель» и т.д. , а также учебные игры – «Мишка одевается», «Я мою посуду» и т.д. эти простые примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов. Быстро будет расширяться словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения – развитие речи. Дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, к всеобщему удивлению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает старший ребенок, говорящий, к примеру, о жевательной резинке: «Пожеваю и покладу на стол».
Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить этот пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – «приохотить» ученика говорить много и правильно.
Прогулки на даче и в огороде тоже можно использовать для игр и беседс ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, пней, веток. Найдите на поляне три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – величавое, другое – веселое, третье – грустное.
Предложите ребенку найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камешка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие.
Можно сыграть с ребенком в игру «Что, на что похоже и почему?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, ветка?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок.
Следующий вид упражнений – скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что важно говорить, не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих.
Предложите ребенку произнести одну и ту же фразу с разными интонациями.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности.
Для развития речи ребенка и формирования интереса к чтению необходимо помнить, что нужно использовать каждую возможность общения с ним: разговаривать о его и своих делах, о том, что он увидел или услышал, о прочитанном, отвечать на вопросы. Обязательно следует регулярно читать ребенку детские стихи, сказки, загадки, рассказы. У него под рукой должно быть достаточно материалов для чтения и рассматривания картинок. Сами родители должны подавать примеры регулярного чтения книг, газет.
Почаще играйте с ребенком в игры. Не навязывайте ему ту или иную игру, предложите – а он пускай выберет сам.
Разрешите ребенку свободно пользоваться карандашами, фломастерами, бумагой.
Поощряйте игры с другими детьми. По возможности чаще водите ребенка в интересные для него места: лес, музей, театр, цирк.
Маленькие дети могут и хотят учиться – это неоспоримый факт. В них спокойно сосуществует наивность и мудрость, талант и невежество. Детей необходимо обучать дома потому, что знания, полученные с первых лет жизни, никогда не исчезнут из памяти.
О ЧЕМ ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ В СЕМЬЕ. ДИАЛОГ ИЛИ МОНОЛОГ?
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Как развита у вашего ребенка фантазия? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.
Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.
Для диалога характерны короткие неполные предложения, реплики; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.
В устной разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.
Взрослый. Какое сейчас время года?
Ребенок. Весна.
Взрослый. Какие птицы прилетают к нам весной?
Ребенок. Весной из теплых стран прилетают грачи, скворцы, ласточки.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово — и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой).
Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5—6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.
Развитию диалогической речи способствует игра «Телефон». Можно использовать игрушечный телефон или воображаемый. Собеседником ребенка в этой игре выступает взрослый, который и предлагает тему диалога. Например, «Знакомство».
Ребенок. Добрый день, Татьяна Алексеевна.
Взрослый. Извините, с кем я разговариваю?
Ребенок. С вами разговаривает Оля.
Взрослый. Оля, мама дома?
Ребенок. Нет, мама еще не пришла с работы.
Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни ее уже недостаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т.е. пользуется монологической речью.
Монолог — речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связность рассказа.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу...), придумывать сказки на заданную тему.
Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».
Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?»
Примеры вопросов по темам отражены в ваших тетрадях домашних заданий.
После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и др. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать.
Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадывать место «путешествия».
Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.
Детям 6—7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица.
Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».
Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь...»
Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец. Начало сказки можете придумать вы, например: «В густом лесу жила зайчиха с маленьким зайчонком, который был непослушным. Ему хотелось все сразу узнать. Как-то вышел он погулять, а зайчиха и говорит: «Не ходи далеко, заблудишься». Не послушал зайчонок маму, увидел бабочку и побежал за ней в лес...»
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА
Еще совсем недавно такая техника как компьютер была роскошью, а уже сегодня она есть почти в каждом доме. И пользуются компьютером не только взрослые, но и дети. Конечно, польза компьютера неоспорима: интерактивные доски, программы для творчества и обучения, а также интернет, увеличивают образовательные возможности ребенка и уровень его познания.
Но влияние компьютера на ребенка может быть и отрицательным. Вот об этом мы поговорим более подробно.
- Длительное сидение за компьютером приводит в напряжение тело и детскую психику.
- Работа за компьютером приводит к ухудшению зрению и гиподинамии.
- Вредное влияние компьютера на ребенка проявляется и в электромагнитном облучении организма. Большие дозы, которые могут накапливаться в течение нескольких лет, в конечном результате может вызвать серьезные последствия.
Рассмотрим самые распространенные негативные последствия такого влияния компьютера на ребенка.