- Для детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) важно строгое соблюдение режима
Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, делают жизнь детей с расстройствами аутистического спектра проще. Детям хорошо и спокойно живется, когда они уверены, что «завтра» будет похоже на «вчера». И желательно в мельчайших деталях. Если ребенок привык, что он чистит зубы зеленой щеткой и кладет ее строго на вторую полочку справа, то не стоит перекладывать ее на другое место – это может сильно его расстроить. Если что-то пошло не по плану, ребенок с РАС не всегда может справиться с эмоциями. Может произойти сильный эмоциональный всплеск. Поэтому, если вы вдруг увидели ребенка, бьющегося в истерике (например, в супермаркете), не стоит делать скорые выводы о его невоспитанности. Возможно, у него проблемы другого характера и перед вами тот самый эмоциональный всплеск. Если рядом с ребенком есть взрослый, постарайтесь адекватно реагировать на происходящее и не акцентировать на этом свое внимание и внимание окружающих. Максимум, что вы можете сделать, – в мягкой форме поинтересоваться у взрослого, не нужна ли помощь.
- Используйте визуальное общение
Дети с РАС лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух. С ними не работает способ «Повтори много раз, и он тебя услышит и выполнит просьбу» или фраза «Я же тебе сто раз сказала». Не работает не потому, что они не слышат, а потому, что иначе воспринимают информацию. Представьте, что вы попали в иностранное государство. Вы хотите есть, пить, спать. Но вы не знаете языка, а вокруг много активных людей, которые все время разговаривают. Для вас эти разговоры лишь шумовой фон, который вас начинает утомлять. Так вот, человек с аутизмом – это и есть тот самый иностранец, попавший в чужое государство. И самый простой способ коммуникации для него – это визуализация. Попросту говоря, картинки. На карточках изображаются предметы, свойства, действия. Протягивая ребенку карточку с изображением бутерброда, взрослый как бы совершает акт коммуникации, говорит ему: «Хочешь бутерброд?»
- Чем проще ваша речь, тем лучше
В общении с ребенком с РАС почти всегда действует так называемое правило «Один-один». Если ребенок говорит вам одно слово, вы отвечаете ему тоже одним словом. Когда хотите позвать ребенка погулять, не надо говорить «Ой, на улице погода хорошая, можно прогуляться». Ему сложно вычленить из этой фразы главное, и, скорее всего, он просто зависнет на вопросе. Надо говорить медленно, спокойно, односложно. Если хотите позвать на прогулку достаточно спросить: «Гулять?»
- Старайтесь избегать иносказаний
Ребенок не поймет вас, если вы скажете: «У меня голова раскалывается», – потому что буквально представит, как голова распадается на части. Надо объясняться проще: «Болит голова».
- Научитесь ждать
Коммуникация с ребенком, у которого есть расстройства аутистического спектра, не должна происходить в спешке. Взрослому, задающему ребенку вопрос «Гулять?», не стоит рассчитывать на моментальный ответ. Обработка информации происходит у всех по-разному. Кому-то требуется 10 секунд, кому-то минута, а кому-то и больше. Если много раз задавать один и тот же вопрос с расчетом на то, что ребенок быстрее ответит, можно только усугубить ситуацию.
- Обустройте окружающее пространство особенным образом
Если вы знаете, что вам предстоит коммуникация с ребенком, у которого РАС, постарайтесь организовать пространство соответствующим образом. Уберите то, что нельзя брать, отгородите пространство, за которое нельзя заступать. Лучше заранее обозначить место, где ребенку нужно стоять, сидеть, выполнять оответствующее действие. Для организации пространства не понадобятся никакие специальные предметы, вполне можно обойтись стульями, веревкой, кубиками.
Представьте компьютер, которому вы даете команду, но он обрабатывает ее медленнее, чем обычно. Вы хотите ускорить процесс и повторно нажимаете на кнопку, которую уже нажимали. А потом еще и еще. Что вы получаете? На устройстве зависают все программы на очень продолжительное время. Приблизительно то же происходит с ребенком, которого вы несколько раз спросили, хочет ли он, например, в туалет. Научитесь молча ждать, и в большинстве случаев получите ответ.
Давайте ребенку сенсорную разгрузку
У каждого человека есть какие-то ритуалы, которые успокаивают его. Для детей с РАС это особенно важно. Даже сама мысль о том, что они смогут пойти и сделать что-то приятное для себя, уже расслабляет. Например, кому-то нужно посидеть в темной и тихой комнате, покачаться в гамаке, другому пощелкать пальцами пупырчатую пленку или погладить шершавую ткань. Кому-то важно, чтобы его придавили сверху или сильно сжали в объятьях. Здесь нет универсального рецепта, так что важно наблюдать.
Не забывайте поощрять ребенка
Положительное подкрепление – то, что заставляет людей двигаться вперед. Дети с РАС не исключение. Поэтому не стоит концентрироваться на наказаниях, когда ребенок ведет себя как-то не так. Лучше просто проигнорировать такое поведение, если оно не выходит за границы допустимого. Гораздо эффективнее работает положительное подкрепление.
Надо дождаться момента, когда ребенок сделает то, что вы от него хотели, и поощрить его. Поощрения могут быть разными. Кто-то из детей с удовольствием согласится сделать что-то за конфетку, а другой будет согласен за капусту. Кто-то выполнит задание только ради того, что вы погладите его по спине.
Следует постепенно уходить от поощрений едой и переходить к поощрению действием (разрешить покачаться, попрыгать на батуте, побегать) или словами («Молодец», «Дай пять» и другие). Достаточно эффективна жетонная система поощрений: чтобы получить желаемое, ребенок должен собрать необходимое количество жетонов, смайликов или значков.
Конечно, эти правила, которые вот так запросто укладываются в восемь пунктов, не универсальны. Тот, кто хоть раз сталкивался с людьми, у которых есть расстройства аутистического спектра, подтвердит: если вы знаете одного ребенка с аутизмом, вы знаете только одного ребенка с аутизмом. И тем не менее, именно с этой информации стоит начинать коммуникацию с особенным ребенком. И тогда все обязательно получится!