Советы музыкального руководителя

Основы безопасного поведения воспитанников на музыкальных занятиях

Безопасность ребенка является одной из основных задач системы образования.

Музыкальные занятия в детском саду нравятся большинству детей. Они позволяют разнообразить устоявшийся досуг, способствуют общему интеллектуальному развитию воспитанников.

Обращение к проблеме безопасности с самого раннего детства обеспечивает не только эффективное поведение в условиях риска, но и формирование культуры безопасного поведения в обществе. Залогом успешности работы по формированию безопасного поведения у воспитанников является сочетание разнообразных видов деятельности:

  • Игровой;
  • художественно-эстетической;
  • познавательно-речевой;

Использование музыки является эффективным средством формирования безопасного поведения у воспитанников, так как лучше всего запоминается информация, которая вызывает эмоциональный отклик.

 Музыка обладает сильным психологическим воздействием на ребенка, она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или наоборот будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворённости, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии).

 Музыка так же активизирует у воспитанников все виды восприятий: слуховое, зрительное и чувственное.

 Кроме того, вместе с восприятием развивается и память (слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная). 

Любая информация, полученная воспитанником в ходе музыкальной деятельности (прослушивание музыки, сюжетно-ролевые, музыкальные игрыформирует некоторые представления у ребёнка о том или ином предмете и об отношении к нему, развивает и обогащает представления об эмоциональном состоянии, чувствах и способах их выражения. 

 

Основными задачами использования музыки для формирования безопасного поведения воспитанников являются:

  • акцентирование внимания детей на возможных опасных ситуациях;
  • активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения изученного;
  • воспитание стремления к выполнению правил безопасного поведения;
  • вызов эмоционального отклика на полученнуюинформацию.

 

Так же существуют формы организации деятельности по формированию основ безопасности у воспитанников с использованием музыки:

  • специальное прослушиваниемузыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
  • беседы или занятия поформированию основ безопасного поведения, когда музыка звучит фоном;
  • музыкальноесопровождение организованной деятельности по основам безопасного поведения (характер музыки соответствует характеру передаваемой информации: опасная ситуация – тревожная музыка);
  • театрализованная деятельность;
  • заучивание песен на тему«безопасности» с последующим пением;
  • инсценировка песен, танцы;
  • музыкальныеразвлечения по теме «Безопасность».

 

Тематические музыкальные занятия по основам безопасности позволяют на содержательном музыкальном материале дать воспитанникам представления о нормах и правилах поведениясформировать эмоционально-мотивационные ценности и культуру чувств.

Здесь активную роль играют музыкальные игры с элементами театрализации. Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому развлечения, особенно тематические, надолго остаются в детской памяти. Ведь их цель – доставить детям радость, способствовать развитию двигательной активности, физических качеств и здорового образа жизни и, конечно, формированию основ безопасного поведения воспитанников на музыкальных занятиях.

Рекомендуется чаще использовать детские песни на тему безопасности («Переход»«Запрещается – разрешается»«Песня Дорожных знаков»«По улице»«Зачем нужны светофоры»«Дорожный знак»«Из автобуса»«Выход из-за препятствия»«Санки»«Зимняя история»«Опасные игры»«Остановка»«Велосипед» и др). Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение воспитанника, чем нравоучение или прямое указание.

Основа безопасного поведения воспитанников на музыкальных занятиях разработана с целью предупреждения случаев травмирования детей во время проведения занятий.

 

Общие правила поведения детей в музыкальном зале:

  • Во избежание несчастных случаев приходить на музыкальное занятие и уходить обратно нужно только в сопровождении воспитателя детского сада.
  • Пользоваться музыкальным инвентарем можно только с разрешения музыкального руководителя или воспитателя.
  • Нельзя бросать инвентарь на пол, наступать на него, а также бросать его в окна;
  • Нельзя бросать стульчики на пол, прыгать и вставать на них ногами, раскачиваться и вытягивать вперед ноги, чтобы другие дети не споткнулись;
  • Нельзя трогать пианино и ни в коем случае не открывать тяжелую крышку.

 

Правила поведения воспитанников во время музыкального занятия

  • В упражнениях, плясках, играх, хороводах нельзя бегать навстречу друг другу, сталкиваться, толкать друг друга, хвататься за одежду и подставлять подножки.
  • Если во время исполнения движений под музыку (бег, прыжки, подскоки) случайно из рук падает предмет - не останавливайтесь и не поднимайте его до конца движения, чтобы не создавать помех другим детям.

 

Правила пользования детскими музыкальными инструментами

  • Музыкальные инструменты нельзя бить и бросать на пол, в окна
  • К музыкальным инструментам необходимо относиться бережно.
  • Бить в бубен нужно не очень сильно, чтобы не поранить руку.
  • Не переносите металлофоны с места на место, чтобы не уронить и не пораниться. Не выламывать пластинки.

 

свернуть

Методика Масару Ибука

Семь советов от Масару Ибука для родителей

Масару Ибука — основатель компании Sony, автор книг о раннем развитии детей. Хоть он и не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, но зато дал несколько очень дельных советов.

1. Учите стихи наизусть

Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2. Берите малыша на руки

Общение, физическое соприкосновение с родителями влияют не только на интеллект малыша, но и формируют отзывчивого, восприимчивого человека. Общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.

3. Разнообразьте занятия

Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредоточиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше

Все, что малыш делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные!»), то помешаете развитию его творческих способностей.

5. Тренируйте левую руку ребенка так же, как правую

Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен...

6. Не покупайте малышу слишком много игрушек

Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль — это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению.

7. Больше гуляйте с ребенком

Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

свернуть

Музыкальное воспитание детей в семье

Не всегда взрослые уделяют должное внимание музыкальному воспитанию детей. Цель этих занятий часто сводят к минимуму — научить петь. Многие считают, что умение петь не столь важно, но без песни по жизни пройти трудно, да и не следует сужать задачи музыкального воспитания до этого уровня. Все гораздо глубже и значительней. Во-первых, на таких занятиях у ребенка развиваются чувство ритма и координация движений, что немаловажно для гармонического развития личности, во-вторых, формируется эстетический вкус, в-третьих, уже давно доказано, что хорошая музыка оказывает огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка.

Также музыкально-дидактические игры необходимы для формирования и развития музыкального слуха и чистоты интонирования.

На первом этапе занятий рекомендуется предлагать материал в образно-игровой форме. Ребенок должен научиться различать на контрасте звучание высоких и низких звуков. Желательно, чтобы у взрослого, который проводит занятие, было музыкальное образование, но можно обойтись и без него, достаточно иметь представление о высоте звуков и чувстве ритма.

Вначале малышу проигрывается или напевается простейший звук на одной ноте, а затем ребенку предлагается его повторить. После того как малыш справится с заданием, правила усложняются, их следует проводить, сохраняя прежний принцип, но используя мелодии с поступенным (гаммаобразным, сверху вниз, снизу вверх) движением звуков, затем интервалы становятся более широкими.

А теперь делаем переход к занятиям, способствующим развитию чувства ритма.

Первый этап. Ребенку предлагается показать ладошки и громко похлопать. Затем взрослый с помощью хлопков демонстрирует простой ритмический рисунок и предлагает малышу его повторить. Когда ребенок справится с заданием, оно усложняется.

Второй этап. Взрослый предлагает ребенку одновременно громко потопать. Затем взрослый демонстрирует с помощью притопывания простой ритмический рисунок, малышу предлагается его повторить.

Третий этап. Взрослый предлагает ребенку одновременно громко потопать и похлопать. Затем взрослый демонстрирует с помощью хлопков и притопывания простой ритмический рисунок, малышу предлагается его повторить.

Четвертый этап. На фортепиано или детском ксилофоне взрослый играет простые ритмические рисунки, а потом предлагает повторить их малышу.

свернуть

Фоновая музыка в жизни детского сада

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.

Музыкальный репертуар для звучания фоном совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель, педагог-психолог, воспитатель-методист.

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:

• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;

• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;

• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;

• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;

• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в занятия (развитие речи, математика, ручной труд, конструирование, рисование и др.), может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.

Степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии определяется воспитателем. 

Занятие

Степень активности восприятия музыки 

Развитие речи

Активное и пассивное

Математика

Пассивное

  Ознакомление с окружающим

Активное и пассивное

Ручной труд

Пассивное

Конструирование

Пассивное

Рисование

Активное и пассивное

Физкультура

Активное и пассивное

 

Так, на занятиях по математике с целью активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания используют только звучание музыки фоном. Через активное восприятие и оценку музыкальных впечатлений на занятиях по развитию речи обогащают «словарь эмоций», в повседневной жизни активизируют оценочную лексику детей. на занятиях по ознакомлению с окружающим воспитатель может обратиться к музыке, характеризующей явления природы, способствующей проявлению эмоциональных откликов, обогащений и углублению представлений об исследуемом объекте. На занятиях по изобразительной деятельности в процессе рисования по представлению можно применять звучание фоновой музыки, а во время рисования по образцу предложить музыкальные произведения для активного восприятия. Слушание музыки влияет на выразительность образов, создаваемых в рисунках, на оригинальность цветовых решений.

Звучание музыки фоном в режимные моменты ( приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе. Взаимодействие психолога с медицинским работником поможет составить оптимальный репертуар для музыкального фона, соответствующий физиологическим особенностям детей. Психолог, учитывая особенности психического, половозрастного, индивидуального развития воспитанников, укажет на целесообразность применения того или иного музыкального фрагмента в течение дня. 

Примерное расписание звучания фоновой музыки.

Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей. 

Время звучания 

Преобладающий эмоциональный тон

7.30 – 8.00

Радостно-спокойный

8.40 – 9.00

Уверенный, активный

12.20 – 12.40

Умиротворённый, нежный

15.00 – 15.15

Оптимистично-просветлённый, спокойный

 

Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому. 

Примерный репертуар фоновой музыки. 

Функция

Примерный репертуар фоновой музыки 

Релаксирующая

  • К. Дебюсси. «Облака»
  • А.П. Бородин. «Ноктюрн» из струнного квартета
  • К.В. Глюк. «Мелодия» 

Тонизирующая

  • Э. Григ. «Утро»
  • И.С. Бах. «Шутка»
  • И. Штраус. Вальс «Весенние голоса»
  • П.И. Чайковский. «Времена года» («Подснежник»)

Активизирующая

  • В.А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада» (финал)
  • М.И. Глинка. «Камаринская»
  • В.А. Моцарт. «Турецкое рондо»
  • П.И. Чайковский. « Вальс цветов»(из балета «Щелкунчик»)

Успокаивающая

  • М.И. Глинка. «Жаворонок»
  • А.К. Лядов. «Музыкальная табакерка»
  • К. Сен-Санс. «Лебедь»
  • Ф. Шуберт. «Серенада» 

Организующая

  • И.С. Бах. «Ария»
  • А. Вивальди. «Времена года» («Весна», «Лето»)
  • С.С. Прокофьев. «Марш»
  • Ф. Шуберт. «Музыкальный момент» 


Неоценимую помощь в подборе музыкального репертуара может оказать программа развития детей «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.

Некоторые музыкальные произведения имеют многофункциональное применение, например, музыкальные циклы П.И. Чайковского и А. Вивальди «Времена года», балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», произведения В.А. Моцарта и др.

Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.

свернуть

Оборудование музыкального уголка

В самостоятельной деятельности у детей возникают индивидуальные потребности и желания: одни рисуют, вторые лепят и строят, третьи музицируют на музыкальных инструментах и поют. Чтобы такая деятельность развивалась успешно, необходимо создать благоприятные условия.

Для полноценного музыкального развития ребенка необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на музыкальных инструментах, музицировать, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкальных игр, пособий и атрибутов. 

Следует продумать условия размещения музыкального уголка:

1. Доступность оборудования музыкального уголка для детей;

2. Разнообразие оборудования музыкального уголка;

3. Учет возрастных особенностей детей при создании музыкального уголка;

4. Эстетичность оформления музыкального уголка и его оборудования. 

Оборудование музыкального уголка включает в себя:

• игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты (для создания игровых ситуаций, при которых дети представляют себя музыкантами);

• детские музыкальные инструменты и игрушки для музицирования:

- с хроматическим, диатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, и т. д.);

- с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

- с одним фиксированным звуком (дудки);

- шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и т. д.);

• музыкально-дидактические игры и пособия (нотное лото, нотный стан, музыкальная лесенка, игры, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей);

• аудио, видеодиски и кассеты.

В дошкольном учреждении для успешного музыкального развития ребенка используют различные музыкальные инструменты, разнообразные музыкальные игры и пособия не только в непосредственной музыкальной деятельности, но и необходимо, чтобы в группе они находили правильное применение с учетом возрастных особенностей детей. 

ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ МЛАДШИЕ ГРУППЫ

Музыкальные «поющие» или «танцующие» игрушки (петушок, котик, зайка и т. д.)

Музыкальные инструменты с фиксированным звуком (органчики, шарманки);

Шумовые инструменты (погремушки, колокольчики, бубен, барабан);

Не озвученные бутафорские музыкальные инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.);

Атрибуты к музыкальным подвижным играм;

Флажки, султанчики, платочки, яркие ленточки с колечками, погремушки, осенние листочки, снежинки для детского танцевального творчества (пополняется по необходимости);

Ширма настольная с перчаточными игрушками;

Музыкальный центр и набор программных аудиозаписей;

Музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены на кубе, в виде альбома или отдельные красочные иллюстрации. 

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Целесообразно пособия, атрибуты и музыкальные инструменты оставить с младшей группы и добавить:

Металлофон;

Шумовые инструменты для детского оркестра;

Книжки «Наши песни» (каждая книжка иллюстрирует знакомую детям песню);

Фланелеграф или магнитная доска;

Музыкально-дидактические игры: «Музыкальные инструменты», «Звонкие ладошки», «Ритмические палочки» и др.;

Атрибуты к подвижным музыкальным играм: «Кошка и котята», «Заинька», «Зайцы и медведь», «Лётчики» и др.;

Музыкальные лесенки (трехступенчатая, на которых находятся маленькая и большая птички или маленькая и большая матрешка;

Ленточки, цветные платочки, султанчики и т. п. (атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону);

Ширма настольная и набор игрушек;

Музыкальный центр и набор программных аудиозаписей. 

СТАРШАЯ ГРУППА

Дополнительно к оборудованию музыкального уголка средней группы используется следующее:

Музыкальные кубики, бубны, барабаны, треугольники;

Музыкальные игрушки-инструменты с хроматическим и диатоническим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

Иллюстрации по теме: «Времена года»;

Музыкальные игрушки-самоделки (Дети с удовольствием примут участие в изготовление инструментов для шумового оркестра);

Музыкально-дидактические игры: «Узнай песенку по двум звукам», «Бубенчики», «Музыкальная лесенка», «Ритмическое лото» и др.;

Атрибуты к подвижным играм;

Рисунки детей к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

Настольная ширма и ширма по росту детей;

Музыкальные лесенки (пятиступенчатая и семиступенчатая);

Атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам.

свернуть

Музыка в оздоровлении детей

Вокруг нас постоянно звучит музыка. Чистая музыка водного источника, музыка цветения яблоневых садов, тихая музыка созревающего хлеба и золотой осенней листвы. Она, как солнечный зайчик, ласково прикасается к нашим ладоням, дает нам силу, снимает боль.
В древности считали, что все органы обладают характерными частотами вибрации и правильно выбранные частоты внешнего воздействия помогают восстановить организм. В старых учениях музыка являлась одним из главных средств в лечении, создании гармонии и равновесия в теле и разуме. Музыка приводит в действие природные силы исцеления, и чем точнее подобрана мелодия, тем эффективнее ее воздействие на организм.
С первых дней жизни, приучая ребенка к вечным, прекрасным мелодиям, созданным человечеством, можно достичь его полного согласия с самим собой, с окружающим миром, что поможет с детства избежать серьезных проблем со здоровьем. А если такие проблемы все же возникли, то та же музыка поможет от них избавиться.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ представляет собой метод использования музыки в качестве средства коррекции различных эмоциональных отклонений у детей, страхов, двигательных и речевых расстройств и т.д.
По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями, знаниями и навыками в области музыки. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка. Главная задача в музыкальной терапии заключается в том, чтобы научить ребенка «омузыкаленному» видению и восприятию мира, показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т.е. в творчестве.
Вот, например, несколько творческих заданий, которые можно дать детям, побуждая их к вокальному (песенному) самовыражению:

  • "Спой, как тебя зовут"
  • "Спой своей кукле, как ты ее любишь" (или колыбельную)
  • "Спой, какое у тебя настроение", "поздоровайся песенкой" 

Также можно предложить ребенку на ваш вопрос-песенку придумать и спеть ответ-песенку. Например:

- Что ты хочешь, мишка?
- Медовую коврижку.
- Что ты хочешь, кошечка?
- Молочка немножечко.

Все вокальные творческие задания выполняются индивидуально. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.

А вот танцевальное творчество, к тому же, еще и помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает определенный терапевтический эффект.
Вот еще несколько творческих заданий, побуждающих детей уже к танцевальному самовыражению:

  • Можно предложить детям под музыку отправиться на прогулку в сказочный лес.
  • Предложить помаршировать по площади праздничным маршем.
  • Полюбоваться красивым цветком
  • Показать как двигается (крадущаяся кошка, порхает бабочка,-бежит мышка, идет крокодил и т.д.)

Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных психотерапевтических приемов. Наблюдая в процессе творчества друг за другом и за взрослым, дети приобретают новые движения, что означает вместе с тем приобретение новой степени внутренней свободы.

Работая с детьми над развитием музыкального ритма, мы также способствуем гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К.Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведения ритма, такие, как:

  • «Ладушки». Эта всем известная и популярная песенка-игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но и произвольное внимание и координацию движений.
  • «Ритмизация движений человека - спокойный шаг, бег, имитация рубки дров, забивания гвоздя в стену.
  • «Ритмизация движений животных - простучи, как идет степенная корова, как бежит проворный заяц, скачет дикий конь, прыгает лягушка и т.д.

После выполнения ритмических упражнений ладони становятся теплыми, и дети готовы для проведения контактного массажа. Массаж будет эффективнее, если его проводить под веселую музыку. Это вызовет сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.
Пение с воспроизведением звука с закрытым ртом также полезно с точки зрения медицины. Здесь важно прочувствовать волны вибрации в области горла и груди. Это упражнение снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в основании которых находится «чакра вишудха», в практике йогов она считается ответственной за эмоциональное состояние организма.
Теперь немного о так называемых формулах музыкального самовнушения. Если сказать проще – это песни, текст которых составлен в форме внушения.

Нацелены эти формулы на то, чтобы пробудить в человеке стойкость при неудачах, умение радоваться жизни, поддерживать оптимистическое настроение. Если у ребенка занижена самооценка, если он не уверен в себе и робок, ему поможет формула музыкального самовнушения «Я – хороший, ты – хороший». А вот если у ребенка по какой-то причине плохое настроение, значит пришла пора выучить с ним формулу радости «Я в хорошем настроении» или «Ах, как мне весело!» Кстати, колыбельные песни также являются формулами музыкального самовнушения и ориентируют детей на расслабление и успокоение. Вспомните песни, очень популярные в свое время – «Я люблю тебя, жизнь» Э.Колмановского, «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!» Б.Окуджавы, «Священная война» В.Лебедева-Кумача. Они также являются формулами музыкального самовнушения.

Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке. Но существует и самая пассивная форма музыкотерапии, когда детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций на положительные. Слушание музыки разряжает накопившиеся отрицательные эмоции. Например, если у ребенка подавленное настроение, эффективна тихая, мелодичная музыка. А вот при возбуждении целебное действие на психику оказывают мелодии с подчеркнутым ритмом. Для того, чтобы музыка подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально подготовить и настроить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть или лечь в удобной позе, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. По существу, такое слушание музыки представляет собой разновидность медитации.

Смысл музыкальных медитаций заключается в соединении звучащей музыки, образов, специальной формулы внушения. В процессе музыкальных медитаций происходит разрядка подавленных переживаний. Еще из практики упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать ее не только ушами, но и как бы «вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос». Также для снятия внутренней напряженности и успокоения детей нужно научить их мысленно «летать» под музыку. По мнению ученых, умение «летать» под музыку помогает ребенку полностью избавиться от аллергий.

Почему? Аллергия – это повышенная чувствительность организма к воздействию аллергенов. А полет под музыку как бы вырывает человека из этой окружающей среды, омывает его, очищает дыхательные пути. Даже в лекарственных сборах эффективным оказывается одуванчик («летающий цветок»). Музыка всегда поможет раскрыть неограниченные силы человека, надо лишь стараться всегда и во всем слышать музыку. Пусть это будет живая музыка дождевых капель, торжественная песнь океана, тихий шелест травы, гул могучих сосен. И пусть эта музыка природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.

 

ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

  • Песенка-массаж

Цель: создать веселое настроение, вызвать сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.

Дети стоят друг за другом в колонне и выполняют контактный массаж впереди стоящему в сопровождении веселой песенки («Разминка» Е.Д. Макшанцевой). 

Похлопаем по спинке, похлопаем по спинке,

Похлопаем по спинке, очень хорошо!
     (Хлопают ладошками друг друга по спине.)

И пальчики попляшут и пальчики попляшут.

И пальчики попляшут на спинках у ребят!

(Указательными пальцами обеих рук постукивают друг друга по спине.)

Тук, тук, молотком,

Мы построим птичкам дом!

Тук, тук, молотком,

Поселитесь, птички, в нем!
        (Стучат по спине одним кулачком.)

Бум, бум, барабан!

Что за шум и тарарам?

Бум, бум, барабан!

Постучи по спинке нам!
        (Более энергично стучат по спине двумя кулачками попеременно.)

А теперь, а теперь мы погладим спинку,

А теперь, а теперь мы погладим спинку.
           (Гладим спинку двумя ладошками.)

Поехали потихонечку.

Поехали потихонечку.

И быстренько, и быстренько,

И быстренько, и быстренько,

Поехали!
(Медленно крутят согнутыми в локтях руками, затем увеличивают темп и в конце поднимают руки вверх: «Приехали!») 

 

  • Пантомима

Цель: снимать внутреннее напряжение, улучшать осанку, вызывать прилив энергии, чувствовать себя в гармонии с внешним миром.
Дети не танцуют под музыку, а показывают в движении то, что чувствуют.
Предлагаем детям послушать пьесу «Медвежата» и ответить, какого зверя она напоминает. Воспитатель рассказывает историю про маленьких медвежат.
Воспитатель: В одном лесу жили-были маленькие медвежата. У каждого медвежонка была своя берлога. Там они спали ночью и с удовольствием сосали свою лапу.

Рано утром, лишь только вставало солнышко, просыпались и медвежата. Сладко потянувшись, они вылезали из своих берлог и вразвалочку шли через весь лес к ручью. По дороге они перелезали через поваленные деревья, обходили заросли кустарника, перешагивали с кочки на кочку.

А вот и ручеек! Его вода такая, что медвежата могли смотреться в нее как в зеркало. Окунув свои лапы в воду, медвежата старательно умывались. Став чистыми и свежими, медвежата решили позавтракать и, перепрыгнув через ручеек, отправились на поиски вкусной еды. А вот и заросли спелой малины. Пригнув веточки, медвежата срывали ягоды и ели их с большим удовольствием!
Наевшись малины, они решили полакомиться еще и сладким медом. Для этого они отправились на поиски дерева и, засунув лапу в дупло, стали доставать сладкий, вкусный, тягучий мед и слизывать его с лапы. Наевшись, довольные медвежата стали весело баловаться на лесной полянке и весело хохотать.

Предлагаем детям превратиться в медвежат (надеть маски, костюмы) и под музыку показать в движении приключения медвежат.

  • Релаксация под музыку

Цель: учить отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

Одуванчик золотой
Был красивый, молодой.
Не боялся никого – 
Даже ветра самого!

                                       Одуванчик золотой
                                                               Постарел и стал седой,
                                                               А как только поседел,
                                                              Вместе с ветром улетел!
Воспитатель: О каком цветке рассказывается в стихотворении? Каким был одуванчик? Каким он стал, когда постарел? Что значит: вместе с ветром улетел?
А сейчас лягте на этот красивый и теплый ковер так, чтобы вам было удобно.

 

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем…


А в волшебном сне мы видим большой – пребольшой луг. На нем растут пушистые белые одуванчики. Их много-много! А вот и мы с вами, дети, тоже превратились в одуванчики. Солнышко ласково согревает нас своими лучами. Нам тепло и хорошо. (Звучит тихая музыка.) вдруг подул шаловливый ветерок… (Музыка звучит чуть громче.) одуванчики закачались, и много-много легких и пушистых парашютиков улетело высоко в небо! (Можно использовать фрагмент из «Времен года» или «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.)

 

  • Формула музыкального самовнушения

Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать чувство коллективизма.

Эта песенка, текст которой составлен в форме внушения.
Дети стоят в кругу, в середине круга – мальчик. Гладя себя, он поет:

Я, я, я – хороший.
Я, я, я – спокойный.
Я, я, я – здоровый.
И веселый я!


          Остальные дети, держась за руки, немного покачиваются из стороны в сторону. Следующий куплет поют все дети, а мальчик молчит.

Ты, ты, ты – хороший.
Ты, ты, ты – спокойный.
Ты, ты, ты – здоровый.
И веселый ты!
И так далее (по очереди)
Я, я, я – очень добрый.

Я, я, я – очень нежный.
Я, я, я – самый лучший.
Я просто чудо!

Ты, ты, ты – очень добрый.
Ты, ты, ты – очень нежный.
Ты, ты, ты – самый лучший.
Ты просто чудо!

В конце песенки дети под музыку подходят к мальчику-солисту.

свернуть

Взаимодействие воспитателя и музыкального руководителя на утреннике

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя в ДУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Только в совместной согласованной деятельности обоих педагогов можно достигнуть цели, поставленной в программе: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку;  решить задачи: развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. Практика работы современного детского сада показывает, что основные вопросы музыкально-эстетического развития дошкольников решает музыкальный руководитель, а воспитателю отводится роль его помощника.  Нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже, и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки. Наблюдение и анализ музыкального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях указывают на недостатки процесса взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя, в том числе на его стихийность, неуправляемость. Воспитатели, находясь в постоянном контакте с детьми, обычно малоактивны в осуществлении музыкального воспитания и обучения дошкольников. Использование музыки в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству - большая редкость. Музыкальные занятия, проводимые два раза в неделю, и несколько праздничных утренников в течение года не могут удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.Наиболее эффективно образовательные задачи решаются, если педагоги учитывают принцип интеграции образовательных областей, что и подразумевает взаимодействие музыкального руководителя и воспитателей.Профессионализм музыкального руководителя немыслим без постоянного поддержания уровня своего исполнительского мастерства и его совершенствования. Этот уровень во многом определяет степень восприятия детьми музыкальных произведений. Воспитатель должен уметь исполнять несложные детские песни, выполнять музыкально-ритмические - движения, играть на детских музыкальных инструментах (металлофон, бубен, трещотка, дудочка), организовывать музыкально-дидактические игры. Музыкальный руководитель работает вместе с воспитателем, имеющим твердые навыки элементарного музыкального исполнительства (пение детских песен, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах) и знающим наиболее известные музыкально-дидактические игры. В этой ситуации музыкальному руководителю нужно не учить воспитателя, а лишь актуализировать его музыкальный опыт, стимулировать его возможности, задать вектор его движения по музыкальному развитию детей. 

Воспитатель и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества

Профессиональные задачи музыкального руководителя 

Задачи музыкального  воспитания дошкольников, решаемые воспитателем 

  1. Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.
  2. Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.
  3. Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.
  4. Организация педагогических совещаний
  1. Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.
  2. Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников.
  3. 3. Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей. Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

Общность профессионально-педагогических задач как основа сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя.

Воспитатель детского сада

Музыкальный руководитель

 ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

 

  1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника.
  2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.
  3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса  детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном.
  4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника

 

  1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.
  2. Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.
  3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.
  4. Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное воспитание и развитие дошкольника

 ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

  1. Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.
  2. ü  Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.
  3. ü  Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития.
  4. ü  Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учрежден

 

  1. Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста.
  2. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.
  3. Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.
  4. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района.

 ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка

 ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ, ОБОГАЩЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование (увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей) 

Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование (увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей)

Инновационные формы сотрудничества и сотворчества музыкального руководителя и воспитателя 

Задачи профессионального сотрудничества и сотворчества воспитателя и музыкального руководителя

Формы сотрудничества и сотворчества

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности

Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности

2. Учет их в целостном образовательном процессе 

Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей

 

3. Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии

Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка

4. Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника

Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы сопровождения

5. Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду

Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития

6. Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов

Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции.

7. Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности

Взаимопосещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка

8. Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности

Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ; совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей

 

9. Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

Коллективные походы в филармонию, консерваторию, капеллу, театр; совместное создание афиши на учебный год для профессионально-педагогического коллектива, родителей детей, дошкольников с рекомендациями по репертуару; совместная организация родительских собраний по проблемам музыкального воспитания и развития ребенка; создание стенда или уголка для родителей и педагогов «Музыка в жизни нашей семьи», «Мы и музыка», «Хочу, чтоб послушали вы и ваш ребенок» и т. п.; приглашение в детский сад музыкально-театральных коллективов для детей

10. Создание развивающей музыкально-образовательной среды детского сада как одного из эффективных условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах; организация конкурса проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе, в семье ребенка

11. Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников

Успешное и планомерное взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детского сада в осуществлении задач музыкально-художественного воспитания дошкольников позволяет добиться цели и задач, поставленных программой в образовательной области «Музыка», сформировать предусмотренные программой умения и навыки (восприятие музыки, пение, музыкально - ритмические движения), в полной мере развить соответствующие возрасту интегративные качества каждого ребёнка.

свернуть

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании. 

Задачи музыкального воспитания:

Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие:

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б.Стеркина, К.В.Тарасова, Г.П.Визель). По мнению Г.А.Волковой («Логоритмика», М.: Просвещение, 1985) «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».

4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.

Виды музыкальной деятельности традиционные: это слушание музыки, исполнительство (включающее пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах), творчество. Обратим внимание на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими нарушениями речи.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

Исполнительство: Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика. Научить детей с нарушением речи игре на детских музыкальных инструментах, игре в оркестре – это средство решения коррекционных задач:

  • развитие внимания и памяти;
  • развитие координации движений (бубен, барабан, металлофон, маракасы и др.);
  • развитие мелкой моторики пальцев рук (дудочка, металлофон, колокольчик и др.);
  • развитие дыхания при игре на духовых инструментах (триолы, дудочки);
  • развитие фонематического слуха в музыкально-дидактических играх типа «На каком инструменте я играю?»,  «Отгадай инструмент и сыграй как я», «Музыкальное лото»;
  • развитие координации пения с движением пальцев рук (неозвученое пианино);
  • развитие музыкально-ритмического чувства.

 Пение – один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабиталитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

Музыкально-ритмические движения –  вид исполнительской деятельности, который включает упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной  и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка»(В. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивают темп движения, а также могут использоваться в самостоятельной деятельности.

Творчество – как один из видов музыкальной деятельности детей, предполагает развитие у них творческого воображения, активности, способности в импровизировании и пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

Логоритмика – одно из важнейших методических средств, направленных на решение коррекционных задач у детей с нарушением речи. Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Нейродинамическая ритмопластика – это сочетание двух направлений: лечебной физкультуры и хореографии. Сочетание физических упражнений с речевыми производит двойной эффект. Непроизвольная дыхательная гимнастика помогает ликвидировать застойные явления в легких, укрепить и развить физиологическое и речевое дыхание. Регулярное выполнение игровых комбинированных упражнений способствует укреплению голоса и речевой моторики, что особенно важно в работе с детьми-дизартриками, имеющими парезы речевой мускулатуры. Стихотворно-ритмические творческие упражнения позволяют включать в работу множество анализаторов – слуховой, зрительный, кожно-тактильный, кинестетический.

 Занятия по ритмопластике способствуют:

   - речевому развитию;

   - укреплению здоровья, выработке правильной осанки;

   - укреплению и развитию мышечной системы;  

   - улучшению координации;

   - развитию чувства ритма;

 - коррекции и совершенствованию у ребенка психических процессов: восприятия, внимания, разных видов памяти; зрительно-, слухо- и тактильно-моторную координацию, сомато-пространственный и пространственный анализ и синтез.

В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей , музыка дляних является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически), концентрирует (музыка звучит – играю на барабане, музыка закончилась – не играю).   Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы), во время исполнения танцевальных движений.

Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании), с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).

Развитие умственной деятельности происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен.

свернуть

Музыкальная аптечка!

«Музыкальные игры в семье»

Игра - основной способ обучения и воспитания дошкольников.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.  Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, заинтересовать основами музыкальной грамоты, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребенок учится любить и  понимать музыку.

В  педагогической работе музыкальные игры используются  на занятиях, на праздниках и развлечениях, в самостоятельной деятельности ребенка в детском саду. Для музыкального воспитания и развития ребенка в семье я хочу предложить вам, родители, простые музыкальные игры. В эти игры вы можете играть как вдвоем, например ребенок и мама, так и всей семьей дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.

«ПРИДУМАЙ НОТАМ СЛОВА»

Участники игры по очереди придумывают слова, содержащие сочетания, соответствующие семи нотам и произносят вслух. В результате должен получиться ряд слов. Например: дом – редиска – мишка – фартук– соль – лягушка – синица.

«ПЕСНЯ-ТАНЕЦ МАРШ»

Первый участник называет любой жанр музыки, второй участник его должен изобразить движениями (если это марш или танец) или спеть песню (если жанр песня). После выполнения задания второй участник называет жанр, а следующий участник показывает жанр.

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Второй участник повторяет и придумывает другой ритм и прохлопывает. И так далее.

«СТУЧАЛКИ»

Для этой игры нужны музыкальные инструменты или  любые предметы, с помощью которых можно извлечь звук:    

металлические столовые приборы, кубики и др. Желательно использовать разные по тембру материалы – деревянные шкатулочки или пластиковые коробочки, металлические банки и кастрюли. Стучать по ним можно металлическими палочками или ложками.

Первый участник придумывает и «проигрывает» ритм на предметах, например, железными палочками простучать часть ритмического рисунка по деревянной поверхности, а часть – по металлической. Второй участник повторяет ритмический рисунок с использованием тех же самых предметов и тембров.

«БУДЕМ ПЕТЬ ПЕСЕНКУ ПО ЦЕПОЧКЕ»

В игре используются песни, которые знают все участники игры, например детские песенки из мультфильмов. Первый участник начинает петь песню и поет первую строчку, вторую строчку песни поет следующий участник и так далее. Цель игры спеть песенку без остановок.

«ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Участники прислушиваются к звукам, которые их окружают и по очереди поют. Например, участник говорит,  что слышит гул летящего самолета и поет на одном звуке: у-у-у-у-у, также участник изображает голосом приближающийся и улетающий  самолет, постепенно усиливая и ослабляя звучание.

 «ГРОМКО - ТИХО»

Для игры  необходимы  2 одинаковых предмета, но разные по размеру, например два кубика: большой и маленький. Первый частник поет отрывок песни, а второй должен показать с помощью предмета, как спел первый участник: большой кубик – громко, маленький кубик – тихо.

Другой вариант игры. Первый участник показывает маленький кубик, второй участник должен тихо спеть песенку или пропеть своё имя. Второй участник показывает большой кубик, следующий участник должен громко исполнить песню или пропеть своё имя.

«УГАДАЙ МЕЛОДИЮ»

Первый участник  поёт мелодию известной песни на любой слог (ля-ля-ля, на-на-на), второй участник должен угадать название песни. После правильного ответа, второй участник загадывает мелодию другому участнику и поёт и т. д.

свернуть

Как слушать музыку с ребёнком

 

Как долго?

Внимание ребенка 3—4 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1—2,5 минут, а с небольшими перерывами между пьесами — в течение 5—7 минут. Слушание может быть более или менее продолжительным в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, его физического состояния.

Как?

Заранее приготовьте магнитофон и кассету. Найдите на кассете пьесу, которую вы будете слушать. Определите силу звука. Музыка не должна звучать громко! Предупредите членов семьи, чтобы было тихо и чтобы в комнату во время звучания музыки не входили. Пригласите ребенка слушать музыку, можно позвать также и кого-то из членов семьи. И дети, и взрослые слушают музыку сидя.

Когда?

Выберите удобное для ребенка и взрослого время в течение дня (когда ребенок не увлечен игрой, не возбужден приходом кого-либо в дом, хорошо себя чувствует). Лучше всего — после завтрака или дневного сна.

Доверяйте ребенку! Он воспринимает классическую музыку по-своему. Не навязывайте малышам ваше толкование той или иной пьесы. Музыка — самый субъективный вид искусства. Ведь и мы, взрослые, воспринимаем одну и ту же пьесу по-разному. Давайте предоставим такое право и детям. Да, ребенок очень мал, но практика доказала: он СЛЫШИТ, СЛУШАЕТ и ХОЧЕТ СЛУШАТЬ!

Музыкальные произведения для слушания дома

— П. Чайковский. Танец маленьких лебедей

—Ж. Рамо. Курица (клавесин, исп. Г. Пишнер). —П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик» —Д. Шостакович. Вальс-шутка (флейта и фортепиано). —Г. Свиридов. Музыкальный момент. Весна (из Муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель») (фортепиано, исп. А. Бунин, оркестр, дир. В. Федосеев).

свернуть