Вокруг нас постоянно звучит музыка. Чистая музыка водного источника, музыка цветения яблоневых садов, тихая музыка созревающего хлеба и золотой осенней листвы. Она, как солнечный зайчик, ласково прикасается к нашим ладоням, дает нам силу, снимает боль.
В древности считали, что все органы обладают характерными частотами вибрации и правильно выбранные частоты внешнего воздействия помогают восстановить организм. В старых учениях музыка являлась одним из главных средств в лечении, создании гармонии и равновесия в теле и разуме. Музыка приводит в действие природные силы исцеления, и чем точнее подобрана мелодия, тем эффективнее ее воздействие на организм.
С первых дней жизни, приучая ребенка к вечным, прекрасным мелодиям, созданным человечеством, можно достичь его полного согласия с самим собой, с окружающим миром, что поможет с детства избежать серьезных проблем со здоровьем. А если такие проблемы все же возникли, то та же музыка поможет от них избавиться.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ представляет собой метод использования музыки в качестве средства коррекции различных эмоциональных отклонений у детей, страхов, двигательных и речевых расстройств и т.д.
По существу, каждый музыкальный руководитель в некоторой мере занимается музыкальной терапией, изменяя при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих воспитанников. Важно, чтобы дети овладели определенными умениями, знаниями и навыками в области музыки. Но самым ценным для педагога является не столько уровень эстетической подготовки, сколько характер эмоционального состояния ребенка. Главная задача в музыкальной терапии заключается в том, чтобы научить ребенка «омузыкаленному» видению и восприятию мира, показать ребенку, что каждое его переживание, будь то радость или грусть, можно и нужно выражать в вокальных и танцевальных импровизациях, т.е. в творчестве.
Вот, например, несколько творческих заданий, которые можно дать детям, побуждая их к вокальному (песенному) самовыражению:
- "Спой, как тебя зовут"
- "Спой своей кукле, как ты ее любишь" (или колыбельную)
- "Спой, какое у тебя настроение", "поздоровайся песенкой"
Также можно предложить ребенку на ваш вопрос-песенку придумать и спеть ответ-песенку. Например:
- Что ты хочешь, мишка?
- Медовую коврижку.
- Что ты хочешь, кошечка?
- Молочка немножечко.
Все вокальные творческие задания выполняются индивидуально. В результате снижается и устраняется эмоциональная скованность и напряжение.
А вот танцевальное творчество, к тому же, еще и помогает детям быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, что также дает определенный терапевтический эффект.
Вот еще несколько творческих заданий, побуждающих детей уже к танцевальному самовыражению:
- Можно предложить детям под музыку отправиться на прогулку в сказочный лес.
- Предложить помаршировать по площади праздничным маршем.
- Полюбоваться красивым цветком
- Показать как двигается (крадущаяся кошка, порхает бабочка,-бежит мышка, идет крокодил и т.д.)
Терапия творческим самовыражением является одним из самых плодотворных психотерапевтических приемов. Наблюдая в процессе творчества друг за другом и за взрослым, дети приобретают новые движения, что означает вместе с тем приобретение новой степени внутренней свободы.
Работая с детьми над развитием музыкального ритма, мы также способствуем гармонизации духовной жизни ребенка. Еще К.Станиславский указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведения ритма, такие, как:
- «Ладушки». Эта всем известная и популярная песенка-игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но и произвольное внимание и координацию движений.
- «Ритмизация движений человека - спокойный шаг, бег, имитация рубки дров, забивания гвоздя в стену.
- «Ритмизация движений животных - простучи, как идет степенная корова, как бежит проворный заяц, скачет дикий конь, прыгает лягушка и т.д.
После выполнения ритмических упражнений ладони становятся теплыми, и дети готовы для проведения контактного массажа. Массаж будет эффективнее, если его проводить под веселую музыку. Это вызовет сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.
Пение с воспроизведением звука с закрытым ртом также полезно с точки зрения медицины. Здесь важно прочувствовать волны вибрации в области горла и груди. Это упражнение снимает мышечные зажимы на уровне горла и шеи, в основании которых находится «чакра вишудха», в практике йогов она считается ответственной за эмоциональное состояние организма.
Теперь немного о так называемых формулах музыкального самовнушения. Если сказать проще – это песни, текст которых составлен в форме внушения.
Нацелены эти формулы на то, чтобы пробудить в человеке стойкость при неудачах, умение радоваться жизни, поддерживать оптимистическое настроение. Если у ребенка занижена самооценка, если он не уверен в себе и робок, ему поможет формула музыкального самовнушения «Я – хороший, ты – хороший». А вот если у ребенка по какой-то причине плохое настроение, значит пришла пора выучить с ним формулу радости «Я в хорошем настроении» или «Ах, как мне весело!» Кстати, колыбельные песни также являются формулами музыкального самовнушения и ориентируют детей на расслабление и успокоение. Вспомните песни, очень популярные в свое время – «Я люблю тебя, жизнь» Э.Колмановского, «Давайте восклицать, друг другом восхищаться!» Б.Окуджавы, «Священная война» В.Лебедева-Кумача. Они также являются формулами музыкального самовнушения.
Все вышесказанное относится к активному варианту музыкотерапии, когда дети активно выражают себя в музыке. Но существует и самая пассивная форма музыкотерапии, когда детям предлагается только слушать музыку. Но такую музыку, которая в данный момент наиболее подходит их душевному состоянию, которая может переключить ребенка с отрицательных эмоций на положительные. Слушание музыки разряжает накопившиеся отрицательные эмоции. Например, если у ребенка подавленное настроение, эффективна тихая, мелодичная музыка. А вот при возбуждении целебное действие на психику оказывают мелодии с подчеркнутым ритмом. Для того, чтобы музыка подействовала на ребенка наибольшим образом, его необходимо для этого специально подготовить и настроить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть или лечь в удобной позе, закрыть глаза, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. По существу, такое слушание музыки представляет собой разновидность медитации.
Смысл музыкальных медитаций заключается в соединении звучащей музыки, образов, специальной формулы внушения. В процессе музыкальных медитаций происходит разрядка подавленных переживаний. Еще из практики упражнений йогов музыку рекомендовалось слушать так, чтобы воспринимать ее не только ушами, но и как бы «вдыхать при этом аромат звука, чувствовать его на своем языке, ощущать кожей, самому становиться звуком, чтобы музыка пронизывала от кончиков пальцев ног до корней волос». Также для снятия внутренней напряженности и успокоения детей нужно научить их мысленно «летать» под музыку. По мнению ученых, умение «летать» под музыку помогает ребенку полностью избавиться от аллергий.
Почему? Аллергия – это повышенная чувствительность организма к воздействию аллергенов. А полет под музыку как бы вырывает человека из этой окружающей среды, омывает его, очищает дыхательные пути. Даже в лекарственных сборах эффективным оказывается одуванчик («летающий цветок»). Музыка всегда поможет раскрыть неограниченные силы человека, надо лишь стараться всегда и во всем слышать музыку. Пусть это будет живая музыка дождевых капель, торжественная песнь океана, тихий шелест травы, гул могучих сосен. И пусть эта музыка природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.
ЭЛЕМЕНТЫ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Цель: создать веселое настроение, вызвать сильный прилив энергии и энтузиазма у детей.
Дети стоят друг за другом в колонне и выполняют контактный массаж впереди стоящему в сопровождении веселой песенки («Разминка» Е.Д. Макшанцевой).
Похлопаем по спинке, похлопаем по спинке,
Похлопаем по спинке, очень хорошо!
(Хлопают ладошками друг друга по спине.)
И пальчики попляшут и пальчики попляшут.
И пальчики попляшут на спинках у ребят!
(Указательными пальцами обеих рук постукивают друг друга по спине.)
Тук, тук, молотком,
Мы построим птичкам дом!
Тук, тук, молотком,
Поселитесь, птички, в нем!
(Стучат по спине одним кулачком.)
Бум, бум, барабан!
Что за шум и тарарам?
Бум, бум, барабан!
Постучи по спинке нам!
(Более энергично стучат по спине двумя кулачками попеременно.)
А теперь, а теперь мы погладим спинку,
А теперь, а теперь мы погладим спинку.
(Гладим спинку двумя ладошками.)
Поехали потихонечку.
Поехали потихонечку.
И быстренько, и быстренько,
И быстренько, и быстренько,
Поехали!
(Медленно крутят согнутыми в локтях руками, затем увеличивают темп и в конце поднимают руки вверх: «Приехали!»)
Цель: снимать внутреннее напряжение, улучшать осанку, вызывать прилив энергии, чувствовать себя в гармонии с внешним миром.
Дети не танцуют под музыку, а показывают в движении то, что чувствуют.
Предлагаем детям послушать пьесу «Медвежата» и ответить, какого зверя она напоминает. Воспитатель рассказывает историю про маленьких медвежат.
Воспитатель: В одном лесу жили-были маленькие медвежата. У каждого медвежонка была своя берлога. Там они спали ночью и с удовольствием сосали свою лапу.
Рано утром, лишь только вставало солнышко, просыпались и медвежата. Сладко потянувшись, они вылезали из своих берлог и вразвалочку шли через весь лес к ручью. По дороге они перелезали через поваленные деревья, обходили заросли кустарника, перешагивали с кочки на кочку.
А вот и ручеек! Его вода такая, что медвежата могли смотреться в нее как в зеркало. Окунув свои лапы в воду, медвежата старательно умывались. Став чистыми и свежими, медвежата решили позавтракать и, перепрыгнув через ручеек, отправились на поиски вкусной еды. А вот и заросли спелой малины. Пригнув веточки, медвежата срывали ягоды и ели их с большим удовольствием!
Наевшись малины, они решили полакомиться еще и сладким медом. Для этого они отправились на поиски дерева и, засунув лапу в дупло, стали доставать сладкий, вкусный, тягучий мед и слизывать его с лапы. Наевшись, довольные медвежата стали весело баловаться на лесной полянке и весело хохотать.
Предлагаем детям превратиться в медвежат (надеть маски, костюмы) и под музыку показать в движении приключения медвежат.
Цель: учить отдыхать под музыку, снимать внутреннее напряжение.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.
Одуванчик золотой
Был красивый, молодой.
Не боялся никого –
Даже ветра самого!
Одуванчик золотой
Постарел и стал седой,
А как только поседел,
Вместе с ветром улетел!
Воспитатель: О каком цветке рассказывается в стихотворении? Каким был одуванчик? Каким он стал, когда постарел? Что значит: вместе с ветром улетел?
А сейчас лягте на этот красивый и теплый ковер так, чтобы вам было удобно.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем,
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем…
А в волшебном сне мы видим большой – пребольшой луг. На нем растут пушистые белые одуванчики. Их много-много! А вот и мы с вами, дети, тоже превратились в одуванчики. Солнышко ласково согревает нас своими лучами. Нам тепло и хорошо. (Звучит тихая музыка.) вдруг подул шаловливый ветерок… (Музыка звучит чуть громче.) одуванчики закачались, и много-много легких и пушистых парашютиков улетело высоко в небо! (Можно использовать фрагмент из «Времен года» или «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.)
- Формула музыкального самовнушения
Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать чувство коллективизма.
Эта песенка, текст которой составлен в форме внушения.
Дети стоят в кругу, в середине круга – мальчик. Гладя себя, он поет:
Я, я, я – хороший.
Я, я, я – спокойный.
Я, я, я – здоровый.
И веселый я!
Остальные дети, держась за руки, немного покачиваются из стороны в сторону. Следующий куплет поют все дети, а мальчик молчит.
Ты, ты, ты – хороший.
Ты, ты, ты – спокойный.
Ты, ты, ты – здоровый.
И веселый ты!
И так далее (по очереди)
Я, я, я – очень добрый.
Я, я, я – очень нежный.
Я, я, я – самый лучший.
Я просто чудо!
Ты, ты, ты – очень добрый.
Ты, ты, ты – очень нежный.
Ты, ты, ты – самый лучший.
Ты просто чудо!
В конце песенки дети под музыку подходят к мальчику-солисту.