Рекомендации психолога

Что происходит за закрытой дверью дома?

Чем домашнее насилие отличается от конфликта? Виды домашнего насилия.

Во все времена и в любых обществах люди разных сословий, рас, достатка, вероисповеданий и культурных традиций сталкивались с различными проявлениями насилия. Про такие случаи насилия, как военные конфликты, ограбления или убийства, как правило, узнать легче, поскольку они обсуждаются в информационном пространстве. Однако менее заметны, но зачастую более разрушительны происходящие за закрытыми дверями случаи домашнего насилия, о которых никто никогда так и не узнает, и которые могут привести к гибели человека (людей).

Ситуация насилия может произойти в любых семейных взаимоотношениях и между людьми, входящими в состав одной семьи, проживающими в одном доме и под одной крышей или проживающими раздельно, но объединенными близкими отношениями, семейными узами, в том числе в отношении пожилых людей и инвалидов.

Домашнее насилие часто называют тихой эпидемией. Несмотря на то, что пострадавшие находятся на виду у всех, часто они невидимы, со страхом отрицают свое положение и прячутся под маской счастливых семей или называют обычными семейными конфликтами…

Так чем домашнее насилие отличается от конфликта?

  • Домашнее насилие отличается от конфликта систематическим повтором различных видов актов агрессии.
  • В ситуации домашнего насилия один человек постоянно контролирует другого человека с применением силы или психологического, финансового воздействия, что приводит к страданиям контролируемого.
  • Конфликты часто перерастают в насилие, если в спорной ситуации партнеры участвуют не на равных позициях, и один управляет другим и контролирует его.
  • В насильственных отношениях одна из сторон подчинена другой: лицо, применяющее насилие, использует свое физическое, психологическое, финансовое или социальное преимущество, чтобы доминировать над жертвой.

Конфликт:

  • может быть разрешен;
  • стороны выступают на равных;
  • может происходить между людьми, не входящими в близкое социальное окружение друг друга;
  • у конфликта есть причина или предмет конфликта;
  • цель конфликта – разрешение какой-либо конкретной проблемы, на которую у конфликтующих сторон имеются разные взгляды;
  • конструктивные конфликты не нарушают права участвующих в нем сторон, а приводят в конечном итоге к достижению общности взглядов в решении проблемы.

Домашнее насилие:

  • постоянно повторяется во времени с увеличением частоты и усугублением жестокости инцидентов;
  • один человек доминирует над другим;
  • тот, кто применяет насилие, и пострадавший – близкие люди;
  • у домашнего насилия нет причин, а есть поводы, которые постоянно ищет человек, применяющий насилие;
  • цель применяющего домашнее насилие человека – установить власть и контроль над членом (членами) своей семьи;
  • при домашнем насилии всегда нарушаются права пострадавших.

Цель домашнего насилия – запугать, доминировать, преследовать и властвовать над жизнью другого члена (членов) семьи. Это широкий термин, который включает себя различные действия лиц, применяющих насилие.

Какие бывают виды домашнего насилия?

Физическое насилие -  это толкание, хватание, щипки, удары, шлепки, таскание за волосы и другие действия, которые могут привести к физическим травмам; отказ в медицинской помощи, принуждение к употреблению алкоголя или наркотиков; препятствие в обращении за необходимой медицинской помощью .

Психологическое насилие - включает в себя разрушение самооценки или самоуважения человека посредством оскорблений, постоянной критики, пренебрежения способностями и талантами человека; угрозы причинить вред супруге (супругу), партнеру, детям, друзьям, домашним животным или самому себе; преднамеренная изоляция человека от других членов семьи, друзей         образовательных учреждений, работы, былых увлечений. Вред от этого вида домашнего насилия часто преуменьшается или игнорируется даже самими пострадавшими. Цель психологического насилия – подорвать чувство независимости и собственного достоинства человека, внушение ощущения безвыходности или беспомощности – как будто без лица, применяющего насилие (чаще всего партнера, супруга) у пострадавшей ничего не получится. Шрамы психологического насилия очень реальны и глубоки, этот вид насилия может быть не менее, а иногда даже более разрушительным, чем физическое насилие.

Экономическое насилие - подразумевает осуществление тотального контроля над финансовыми ресурсами члена (членов) семьи, ограничения его (их) доступа к деньгам или финансовым активам семьи, создание препятствий или запрет на трудоустройство или получение образования.

Сексуальное насилие - включает принуждение к половому контакту, изнасилование, сексуальное унижение человека; нежелательные прикосновения, принуждение к просмотру видео порнографического характера, шантаж с использованием фото и видеосъемки интимного характера.

В семье, где существует насилие, оно чаще всего совершается в комплексе, где человек страдает одновременно от нескольких видов домашнего насилия. При этом лица, применяющие насилие, зачастую избирают такие изощренные методы воздействия на пострадавших, что их сложно отнести к какому-либо одному из вышеперечисленных видов домашнего насилия. К ним относятся такие действия, как

Преследование бывших интимных партнеров (супругов), или сталкинг

Включает в себя: появление преследователей без предупреждения в доме, по месту учебы (работы) пострадавших; отправка преследователями угрожающих или навязчивых текстовых сообщений и электронных писем пострадавшим; навязчивые и нежелательные способы наладить контакт с пострадавшими посредством телефонных звонков, встреч в общественных местах или у дома; причинение преследователями преднамеренного ущерба имуществу пострадавших (дому, машине, мобильному телефону и др.

Газлайтинг

Форма насилия, главная задача которого – вызвать сомнение у пострадавших в адекватности восприятия ситуаций, себя и других людей, в целом всего мира. Став жертвой газлайтинга, когда человеку постоянно твердят: «Такого не было, ты не так понял/а», – человеку начинается казаться, что он (она) действительно неадекватно воспринимает реальность.

В некоторых случаях пострадавшие обращаются в ТЦСОН не потому, что это их собственное решение, а под давлением окружающих (близких, родственников, сотрудников правоохранительных органов, органов образования), проявляя несамостоятельность и потому не готовы на комплексное решение собственных проблем. Все составные элементы социальной работы с пострадавшими от домашнего насилия должны проводиться с их согласия. Только в этом случае проводимая работа будет эффективной.

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района».

Если вы оказались в трудной жизненной ситуации, можете обратиться к нам:

«Телефон Доверие» 95 90 57

Отделение комплексной поддержки в кризисной ситуации: 53 74 81; 29 06 96

свернуть

«Выбор стратегии в кризисной ситуации»

Тяжелые события  и утраты, такие  как потеря работы, развод, измена, смерть близкого, отвержение, серьезная болезнь, к сожалению, являются  частью нашей жизни.  И скорее всего, среди взрослых людей нет тех, кто никогда не сталкивался бы с потерями. 

Жизненные кризисы и неприятности нарушают наши планы   и вырывают  нас из привычного ритма будней.  Мы  можем чувствовать себя  беззащитными и беспомощными. У некоторых может возникнуть тяжелое состояние, при котором они не могут нормально функционировать (спать, есть, общаться, выполнять семейные и рабочие функции).

Но есть хорошие новости: многие люди проходят через тяжелые испытания, они ищут поддержку и получают ее, справляясь с кризисной ситуацией благополучно. Здесь важно осознать, что даже в кризисе есть ресурс, так как кризис является точкой роста в процессе становления личности. Ведь человек, как личность развивается преодолевая трудности и решая жизненные задачи, это опыт.

Так как обычно никто из нас не бывает готов потрясениям, то чаще всего первая реакция заключается в том, что человек испытывает сильные негативные эмоции: шок, стресс, страх, злость, отчаяние, безнадежность. Поэтому здесь, на этом этапе будет важно совладать с ними. Отреагировать, выпустить эмоции, но  и не погружаться в них глубоко. Для этого нам необходим другой. Тот, кто нас выслушает терпеливо, сочувственно не перебивая, не критикуя.  Когда человек рассказывает о своих проблемах,  снижается эмоциональное напряжение, и происходит эмоциональная разрядка.  Первое время будет болеть. И эту боль не перепрыгнешь и не обойдешь. Придется пройти и прожить, временами чувствуя себя беспомощными перед возвращающейся на нас  из прошлого волной чувств. Но даже на гребне этой волны мы способны распоряжаться собой, сознательно решать, что  делать в сложной ситуации, когда все уже случилось. Поэтому, я считаю, мы сами  выбираем  для себя стратегии и способы решения проблем. И ту позицию, которую мы занимаем  по отношению к случившемуся. Зацикливание на проблеме, обвинение себя и  других, снижение стрессового напряжения через «заедание» вкусным, «заливание» алкоголем – это те стратегии, которые не приводят к разрешению ситуации. Можно годами  вариться в котле эмоций безвыходности, рухнувших планов и чувства собственной никчемности. И…ничего не предпринимать.

Общим признаком всех деструктивных  стратегий преодоления кризисов является нежелание  и неспособность работать со своей проблемой, ожидание, что все как-нибудь  само собой устроится.   Иосиф Бродский русский поэт, драматург, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе  в своей знаменитой речи говорил: «Всячески избегайте приписывать себе статус жертвы. Каким бы отвратительным ни было ваше положение, старайтесь не винить в этом внешние силы: историю, государство, начальство, расу, родителей, фазу луны, детство, несвоевременную высадку на горшок и т.д. В момент, когда вы возлагаете вину на что-то, вы подрываете собственную решимость что-нибудь изменить».

Активная стратегия,  направленная  на разрешение кризиса - это всегда позиция автора своей жизни.  Я выживу, я справлюсь и при этом не разрушусь и не сломаюсь.  Я буду заботиться о своем теле, чтобы восстановить свои физические ресурсы; я не буду отказывать себе в занятиях, приносящих удовольствие; буду восстанавливать общение с окружающими, искать помощь и следовать грамотным рекомендациям, общаться с теми, кто пережил и справился; помогать поддерживать людей с такой же проблемой. А главное помнить, что любая боль имеет одно обнадеживающее свойство - со временем она  ослабевает и проходит. Даже самая невыносимая. Ведь недаром говорят, что самая темная ночь перед  рассветом.

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района»

Если вы оказались в трудной жизненной ситуации, вы можете обратиться по телефону доверия: 95 90 57 

свернуть

ПАМЯТКА по предотвращению насилия в семье, жестокого обращения с ребенком

Проблема насилия в семье, жестокого обращения на сегодняшний день является одной из самых тревожных среди социальных факторов, оказывающих влияние на рост социального сиротства, безнадзорности, беспризорности.

Под жестоким обращением с детьми понимаются не только случаи физического и сексуального насилия или развращения, но также пренебрежение основными интересами и нуждами детей, то есть неудовлетворение их потребностей в пище, одежде, воспитании, образовании, медицинской помощи.

Типичным примером жестокого отношения с малолетними детьми является оставление их без присмотра, что зачастую приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим тяжелым последствиям.

Жестокое обращение с детьми может иметь место не только в семье, но и в детских образовательных и воспитательных учреждениях.

Формы насилия над детьми:

физическое насилие – действия (бездействие) со стороны родителей, в результате которых физическое, психическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой повреждения (телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д.);

отсутствие заботы о детях – невнимание к основным нуждам ребенка: потребности в пище, одежде, медицинском обслуживании, присмотре;

эмоционально дурное обращение с детьми (психическое насилие: брань, крики, обвинения в адрес ребенка, принижение его успехов, унижение его достоинства и т.д.);

сексуальное насилие над детьми – любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком старшего его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции, действия, способствующие развращению ребенка.

Лица, которые могут обнаружить факты жестокого обращения с ребенком:

- врачи, персонал и администрация больниц, медицинские сестры, персонал неотложной помощи, работники судебно-медицинской экспертизы, психологи, психиатры, другие медицинские работники;
- социальные работники;
- учителя, администрация и персонал учебных учреждений, детских садов, яслей;
- работники правоохранительных органов.

О фактах жестокого обращения с ребенком или насилия над ним можно сообщить: в ИДН, сектор охраны детства, в СПЦ и в круглосуточно в «кризисную» комнату по приёму сообщений о фактах семейного неблагополучия и насилия в отношении детей и взрослых.

Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры. Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы.

Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что самые мудрые, самые лучшие на свете родители.

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района»

95-90-57 – телефон «Доверие», психолог

«Кризисная» комната – 29-239-94-91

(круглосуточно) – услуга временного приюта

свернуть

Почему важно говорить с детьми о личных границах?

Мы все хотим, чтобы наши дети были послушными, очень хорошими, добрыми, приятными. Часто мы воспитываем ребенка так, чтобы для него всегда на первом месте  были проблемы и чувства других.  Мечта любого родителя. Это очень удобно окружающим. Обычно и у детей и у взрослых с такими характеристиками имеются очень серьезные трудности с  тем, чтобы  устанавливать здоровые границы в отношениях с  другими людьми. Им трудно себя защитить, а становясь взрослыми,  такие люди обычно позволяют окружающим беспрепятственно собой пользоваться. Так что же такое личные границы?

Границы – это невидимые линии, которые мы проводим в отношениях с другими, чтобы чувствовать себя комфортно. Благодаря им,  мы обозначаем другим людям,  как с нами нельзя поступать, что нам не подходит, а основная их функция – это защита себя и своего личного пространства.

Представьте, что двери в вашу квартиру открыты настежь. Что будет происходить? К вам домой начнут приходить чужие люди, вести себя как им захочется, заносить грязь, пачкать мебель. Скорее всего,  вы будете испытывать самые разные негативные чувства.  С личными границами происходит то же самое. Так как же научить детей устанавливать здоровые границы с окружающими?

  1. Рассказать простыми словами о том, что это такое: нарушение границ  это когда кто-то берет твои вещи без разрешения, подходит слишком близко, дотрагивается, задает неудобные вопросы, просит сделать то, что ты не готов. При этом ты чувствуешь явный дискомфорт.
  2. Стараться не нарушать личные границы ребенка. Например, не заходить без стука в комнату подростка, уважать его личное пространство, разрешить ему побыть одному, если он не хочет разговаривать.
  3. Учить детей уважать границы других.  Объяснять им, что не следует обнимать, целовать, щипать других людей без их согласия. В принципе это относится к любым живым существам.  Осознавание чужих границ уменьшает вероятность того, что ребенок вырастет агрессором  в будущем.
  4. Учить детей говорить «нет» и самому учиться принимать детское «нет». Если они могут вам отказать, то они с большей вероятностью смогут отказать незнакомому взрослому на улице, предлагающему прогуляться в соседний двор.
  5. Демонстрировать детям, что их мнение тоже имеет значение. Понятно, что есть ситуации, когда взрослый вынужден ограничивать ребенка, даже если ребенку это не нравится. Но в непринципиальных случаях (которые не грозят жизни и здоровью самого ребенка и окружающих) мнение ребенка можно и нужно учитывать.  Помните старый анекдот? Зима. Дети играют во дворе. Из окна высовывается чья-то мать и кричит:

"Сереженька! Иди домой!"

Сереженька: " Мама, я замерз?"

 "Нет, ты проголодался!"

Так вот, если  совсем не брать во  внимание мнение ребенка, то у него формируется нечувствительность к дискомфорту и потеря контакта со своими чувствами. А это уже небезопасно.  Поэтому, важно помнить самому и учить детей тому, что индивидуальное пространство принадлежит только нам. И нужно научиться его создавать и защищать.

Психолог ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Брестского района»

                                         

свернуть