Методическая работа с молодыми педагогами

Виды занятий с воспитанниками в учреждении дошкольного образования

1. Классическое занятие

По старой классической форме: объяснение, выполнение задания детьми, итоги занятия, рефлексия.

2. Комплексное (комбинированное занятие)

Использование на одном занятии разных видов деятельности: художественного слова, музыки, изобразительной деятельности, математики, конструирования, ручного труда (в разных сочетаниях).

3.Тематическое занятие

Может быть и комплексным, но подчинено одной тематике, например, «Весна», «Что такое хорошо», «Наши игрушки» и др.

4. Итоговое занятие

Выяснение усвоения учебной программы детьми за определенный отрезок времени (полугодие, квартал, учебный год).

5. Экскурсия

В библиотеку, ателье,  на почту, поле, стройку, в школу и др.

6. Коллективное творческое дело

Коллективное рисование, коллективная аппликация: строим улицу нашего города (поселка, деревни).

7. Занятие–труд

Посадка лука, черенкование растений, посадка семян и др.

8. Занятие-игра

«Магазин игрушек», «Устроим кукле комнату». Вариант: Занятие-аукцион – кто больше расскажет о предмете, тот его и покупает.

9.Занятие-творчество

Мастерская художника, народных умельцев, сказочника, «Мастерская добрых дел» (поделки из бросового, природного материала, бумаги с использованием элементов ТРИЗ).

10. Занятие-посиделки

На фольклорном материале; на фоне трудовой деятельности дети поют, загадывают загадки, рассказывают сказки, водят хоровод.

11. Занятие-сказка

Все занятие строится по сюжету одной сказки, с использованием музыки, изобразительного искусства, драматизации.

12. Занятие пресс-конференция

Дети задают вопросы «космонавту», «путешественнику», «герою сказки» и он отвечает на вопросы, затем «Журналисты» рисуют и записывают то, что их заинтересовало.

13. Занятие-десант

Неотложная помощь. Пример. Идем от обратного: на рисовании спрашиваем детей о том, что у них не получается или получается плохо. Сегодня это будем рисовать, помогут нам те, у кого это хорошо получается. Вариант: совместное занятие детей старшей и младшей группы (сотворчество). Старшие, к примеру, делают фон, младшие рисуют то, что могут.

14. Занятие-путешествие

Цель – развивать монологическую речь детей. Кто-то из детей «экскурсовод», остальные дети задают вопросы. Варианты: путешествие по сказкам, родной стране, городу (поселку, деревне), республике, в «Страну веселых математиков», по «Красной Книге».

15. Занятие-открытие

(проблемное занятие)

Воспитатель предлагает детям проблемную ситуацию, дети сообща её решают, делают открытие. Пример: «Что произойдет, если исчезнет бумага?», «Зачем учиться?» Вариант: «Следствие ведут знатоки».

16. Занятие-эксперимент

Ребенку, к примеру, дают бумагу. Он делает с ней всё что хочет – рвет, мнет, мочит и т.д. Затем самостоятельно делает вывод. Варианты: со льдом, снегом, магнитом, воздухом.

17. Занятия-рисунки-сочинения

Воспитатель рисует, дети составляют рассказы. Дети по своим рисункам составляют рассказы. Дети «пишут» письмо-рисунок о событии в детском саду.

18. Занятие-конкурс

Типа: «Что, где, когда?» Конкурс фантазеров, стихов, сказок.

Дети делятся на команды, вопросы обсуждаются сообща, капитан выступает, дети дополняют. Варианты: «Незнайкин мост». Задаются разные вопросы, за правильный ответ команда получает «бревнышко», для построения моста к противоположной команде. За неправильный ответ «бревнышко» опускается на дно реки. Выигрывает тот, кто быстрее построит мост через реку, т.е. больше даст правильных ответов.

19. Групповые занятия (вариант конкурса)

Дети организуются по группам. Например, на 4 времени года. К занятию готовятся тайно. На занятии рассказывают, «защищают» свое время года, рисуют, рассказывают придуманные рассказы. Побеждает тот, у кого интереснее получится выступление-защита своего времени года (книги, игрушки и т.д.).

20. «Игра-школа»

Школа космонавтов (физкультурников), школа лесных жителей (зверей), школа юного шофера и пешехода. Рассказывают о себе, поют, танцуют, пантомима и т.д.

 

свернуть

Уголок природы в экологическом воспитании дошкольников

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. В современном мире проблемы экологической среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения. Первоначальное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста. Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе (живой и неживой), основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Дошкольное учреждение является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому, любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой.

В основе общения дошкольника с живой природой лежит отношение старшего к младшему (проявляется потребность ребенка ласкать, заботиться о растениях и животных).

Экологическое воспитание осуществляется в дошкольном учреждении через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду.

Значение уголка живой природы в дошкольном учреждении - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. Детские наблюдения на экскурсиях или занятиях в комнате кратковременны. В уголке живой природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к растениям, рассматривать их, вести за ними длительные наблюдения. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за обитателями уголка природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.

Уголок природы представляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.

При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать следующие требования:

  1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
  2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
  3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
  4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
  5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
  6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения дошкольного учреждения.

Таким образом, для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен соответствовать следующим требованиям:

* "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов, но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения,

* при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового уголка аллергенные объекты,

* отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными признаками,

* растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты, без колючек, не агрессивны и т.д.

* обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе,

* подбор растений и животных осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.

 

свернуть

Примерное наполнение различных зон группового помещения оборудованием, способствующим развитию речи детей

Развитие речи у детей основная задача дошкольного образования.

Организация «Предметно–развивающей среды» в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного познавательного  отношения к окружающему миру, развивает и воспитывает детей.

На развитие детей дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее пространство.

Речевая развивающая среда – это окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие речи каждого ребенка.

Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного возраста.

 

 

№ п/п

Зона (уголок) группового помещения

Рекомендации по наполнению (кратко)

1.

Речевые уголки

·     игры на развитие лексической, грамматической, фонетической сторон речи, связной и образной речи.

2.

Книжный уголок

·     книги, рекомендованные авторами учебной программы дошкольного образования в детском саду по возрасту;

·     литературные игры.

3.

Театральные уголки

·разные виды театров;

·модели сказок для драматизации.

4.

Сюжетно ролевые игры

·     пространство и оборудование для развития сюжета игр.

5.

Уголки развития мелкой моторки рук

·     шнуровки;

·     застежки;

·     мозаики;

·     нетрадиционные материалы (клубки ниток, платочки, губки, прищепки и др.);

·     неструктурированный материал (пшено, горох, семечки…);

·     игры на координацию движений и др..

6.

Уголки природы

·     материал, обеспечивающий расширение словарного запаса по пиродоведческим категориям.

7.

Уголки экспериментирования

·     игры и оборудование на развитие дыхания (мыльные пузыри, схемы дыхания, стаканчики с водой и трубочки).

8.

Спортивный уголок

·     оборудование и игры на координацию движений;

·     приспособления для самомассажа (массажные коврики, массажные мячики, массажные расчески (индивидуальные) или специальные массажеры для головы и шеи, палочки с гранями для массажа кистей рук);

·     подвешенные на тесьме легкие игрушки (для потягивания);

·     мячи.

9.

ИЗО уголки

·  трафареты;

·  штриховки;

·  клубочки толстых ниток, для выкладывания рисунка по контуру на бархатной бумаге;

·  зубочистки для прокалывания рисунка по контуру;

·  глина, пластилин, специальное тесто для лепки;

·  дощечки с накатанным слоем пластилина;

·  технологические карты по лепке из пластилина, соленого теста;

·  карандаши;

·  раскраски.

10.

Уголки конструирования

·     разные виды конструкторов;

·     пластмассовые цветные крышки (от бутылок);

·     счетные палочки, очищенные спички - для выкладывания смысла стихотворения, одной или двумя «пиктограммами»;

·     карточки образцов;

·     природный и бросовый материал;

·     прищепки.

11.

Уголок ручного труда

·     шнурки;

·     нитки;

·     пуговицы;

·     бусинки различных диаметров с отверстиями разной величины;

·     бисер;

·     клубочки;

·     различные виды тканей;

·     образцы и технология пришивания пуговиц, вышивки, штопки;

·     наборы для рукоделия: вышивания, макраме, шитья.

 

свернуть

Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»

Направление «Речевое развитие» обеспечивает овладение нормами и правилами родного языка, развитие коммуникативных способностей, элементарное осознание языковой действительности, подготовку к обучению грамоте. При этом коммуникативная функция рассматривается как основная в речевой деятельности воспитанников, а диалог – как универсальная форма речевого общения.

Цель раз­ви­тия ре­чи де­тей дош­коль­но­го воз­рас­та пред­усмат­ри­ва­ет не толь­ко фор­ми­ро­ва­ние на­вы­ков и уме­ний пра­виль­ной ре­чи, но и форми­ро­ва­ние на­вы­ков и уме­ний точ­ной, вы­ра­зи­тель­ной ре­чи, свободно­го и умес­тно­го ис­поль­зо­ва­ния язы­ко­вых еди­ниц, соб­лю­де­ния пра­вил ре­че­во­го эти­ке­та с уче­том воз­рас­тных осо­бен­нос­тей и возможнос­тей де­тей.

Та­ким об­ра­зом, ос­нов­ной целью ре­че­во­го раз­ви­тия де­тей дошколь­но­го воз­рас­та яв­ля­ет­ся фор­ми­ро­ва­ние у них ус­тной ре­чи и культу­ры ре­че­во­го об­ще­ния с ок­ру­жа­ю­щи­ми на ос­но­ве ов­ла­де­ния лите­ра­тур­ным язы­ком сво­е­го на­ро­да.

Из об­щей це­ли раз­ви­тия ре­чи де­тей дош­коль­но­го воз­рас­та вытекает ряд час­тных, спе­ци­аль­ных за­дач. К ним от­но­сят­ся: формирование сло­ва­ря, вос­пи­та­ние зву­ко­вой куль­ту­ры ре­чи, формирование грам­ма­ти­чес­ко­го строя ре­чи, раз­ви­тие связ­ной ре­чи (диало­ги­чес­кой (раз­го­вор­ной) и мо­но­ло­ги­чес­кой), вос­пи­та­ние ин­те­ре­са и люб­ви к ху­до­жес­твен­но­му сло­ву.

Ос­нов­ные за­да­чи раз­ви­тия ре­чи ре­ша­ют­ся на про­тя­же­нии все­го дош­коль­но­го возраста, при этом на каж­дом воз­рас­тном эта­пе осуществля­ет­ся их пос­те­пен­ное ус­лож­не­ние.

Остановим­ся крат­ко на ха­рак­те­рис­ти­ке каж­дой за­да­чи.

  1. Раз­ви­тие сло­ва­ря. В об­щей сис­те­ме ра­бо­ты по раз­ви­тию речи в дет­ском са­ду обо­га­ще­ние сло­ва­ря, его зак­реп­ле­ние и ак­ти­ви­за­ция занима­ют очень боль­шое мес­то. Сло­во – ос­нов­ная еди­ни­ца язы­ка, и совершен­ство­ва­ние ре­че­во­го об­ще­ния не­воз­мож­но без рас­ши­ре­ния словарного за­па­са ре­бен­ка. Ов­ла­де­ние деть­ми дош­коль­но­го воз­рас­та словар­ным за­па­сом род­но­го язы­ка сос­тав­ля­ет ос­но­ву их ре­че­во­го развития. Словарная ра­бо­та в дет­ском са­ду про­во­дит­ся на ос­но­ве ознаком­ле­ния с ок­ру­жа­ю­щей жиз­нью. Она тес­но свя­за­на с познавательным раз­ви­ти­ем де­тей. Вмес­те с тем поз­на­ва­тель­ное развитие, раз­ви­тие по­ня­тий­но­го мыш­ле­ния не­воз­мож­но без ус­во­е­ния новых слов, вы­ра­жа­ю­щих ус­ва­и­ва­е­мые ре­бен­ком по­ня­тия, закрепляющих по­лу­ча­е­мые им но­вые зна­ния и пред­став­ле­ния.

Раз­ви­тие сло­ва­ря дош­коль­ни­ков в дет­ском са­ду пред­по­ла­га­ет рабо­ту над сло­вом как еди­ни­цей язы­ка, в час­тнос­ти над мно­гоз­нач­нос­тью сло­ва. Рас­кры­тие смыс­ло­во­го бо­гат­ства мно­гоз­нач­но­го сло­ва иг­ра­ет боль­шую роль в фор­ми­ро­ва­нии точ­нос­ти сло­во­у­пот­реб­ле­ния. Глав­ное в раз­ви­тии дет­ско­го сло­ва­ря – ос­во­е­ние зна­че­ний слов и их умес­тное упот­реб­ле­ние в со­от­вет­ствии с кон­тек­стом выс­ка­зы­ва­ния, с си­ту­а­ци­ей, в ко­то­рой про­исхо­дит об­ще­ние.

  1. Вос­пи­та­ние зву­ко­вой куль­ту­ры ре­чи

Де­ти дош­коль­но­го воз­рас­та ов­ла­де­ва­ют зву­ко­вой куль­ту­рой ре­чи в про­цес­се об­ще­ния с ок­ру­жа­ю­щи­ми их людь­ми. Боль­шое вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние куль­ту­ры ре­чи у де­тей ока­зы­ва­ет пе­да­гог. Он по­мо­га­ет детям дош­коль­но­го воз­рас­та ов­ла­деть пра­виль­ным ре­че­вым ды­ха­ни­ем, пра­виль­ным про­изно­ше­ни­ем всех зву­ков род­но­го язы­ка, чет­ким произнесе­ни­ем слов, уме­ни­ем поль­зо­вать­ся го­ло­сом, при­уча­ет де­тей гово­рить не то­ро­пясь, ин­то­на­ци­он­но вы­ра­зи­тель­но.

Раз­ви­вая у де­тей пра­виль­ную, хо­ро­шо зву­ча­щую речь, пе­да­гог дол­жен ре­шать сле­ду­ю­щие за­да­чи: вос­пи­ты­вать ре­че­вой слух де­тей, посте­пен­но раз­ви­вая его ос­нов­ные ком­по­нен­ты; фор­ми­ро­вать произноси­тель­ную сто­ро­ну ре­чи; раз­ви­вать про­изно­ше­ние слов сог­лас­но нор­мам ор­фо­э­пии рус­ско­го ли­те­ра­тур­но­го язы­ка; вос­пи­ты­вать интонацион­ную вы­ра­зи­тель­ность ре­чи. Обу­че­ние де­тей ин­то­на­ци­он­но­му ри­сун­ку выс­ка­зы­ва­ния нап­рав­ле­но на раз­ви­тие уме­ния пе­ре­да­вать не толь­ко смыс­ло­вое зна­че­ние выс­ка­зы­ва­ния, но и его эмо­ци­о­наль­ные особен­нос­ти.

  1. Фор­ми­ро­ва­ние грам­ма­ти­чес­ко­го строя ре­чи. Эта за­да­ча пред­по­ла­га­ет фор­ми­ро­ва­ние мор­фо­ло­ги­чес­кой сто­ро­ны ре­чи (из­ме­не­ние слов по ро­дам, чис­лам, па­де­жам), спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния и синтакси­са (ос­во­е­ние раз­ных ти­пов сло­во­со­че­та­ний и пред­ло­же­ний). Де­ти усва­и­ва­ют грам­ма­ти­чес­кий строй пра­кти­чес­ки, пу­тем под­ра­жа­ния ре­чи взрос­лых и язы­ко­вых обоб­ще­ний. В уч­реж­де­нии дош­коль­но­го образо­ва­ния соз­да­ют­ся ус­ло­вия для ос­во­е­ния труд­ных грам­ма­ти­чес­ких форм, вы­ра­бот­ки грам­ма­ти­чес­ких на­вы­ков и уме­ний, для предупреждения грам­ма­ти­чес­ких оши­бок. Об­ра­ща­ет­ся вни­ма­ние на осво­е­ние всех час­тей ре­чи, ос­во­е­ние раз­ных спо­со­бов сло­во­об­ра­зо­ва­ния, разнообразных син­так­си­чес­ких кон­струк­ций. Важ­но до­бить­ся, что­бы дети сво­бод­но поль­зо­ва­лись грам­ма­ти­чес­ки­ми на­вы­ка­ми и уме­ни­я­ми в ре­че­вом об­ще­нии, в связ­ной ре­чи.
  2. Раз­ви­тие связ­ной ре­чи. Раз­ви­тие связ­ной ре­чи яв­ля­ет­ся одной из ос­но­во­по­ла­га­ю­щих за­дач ре­че­во­го вос­пи­та­ния де­тей дошкольно­го воз­рас­та. Имен­но в связ­ной ре­чи ре­а­ли­зу­ет­ся ос­нов­ная фун­кция язы­ка и ре­чи – ком­му­ни­ка­тив­ная (об­ще­ния). В ней про­явля­ют­ся все дос­ти­же­ния ре­бен­ка в ов­ла­де­нии род­ным язы­ком, и на­и­бо­лее яр­ко выс­ту­па­ет вза­и­мос­вязь ум­ствен­но­го и ре­че­во­го раз­ви­тия. Раз­ви­тие связной ре­чи вклю­ча­ет раз­ви­тие двух ее форм – ди­а­ло­ги­чес­кой и монологи­чес­кой ре­чи:

а) раз­ви­тие ди­а­ло­ги­чес­кой (раз­го­вор­ной) ре­чи. Ос­нов­ной фор­мой об­ще­ния де­тей дош­коль­но­го воз­рас­та яв­ля­ет­ся ди­а­ло­ги­чес­кая речь. Форми­ро­ва­ние ди­а­ло­ги­чес­кой ре­чи ре­бен­ка нап­рав­ле­но на раз­ви­тие навы­ков и уме­ний вес­ти ди­а­лог, слу­шать и по­ни­мать об­ра­щен­ную к не­му речь, всту­пать в раз­го­вор и под­дер­жи­вать его, от­ве­чать на воп­ро­сы и спра­ши­вать са­мо­му, объяс­нять, поль­зо­вать­ся раз­но­об­раз­ны­ми языковы­ми сред­ства­ми, вес­ти се­бя с уче­том си­ту­а­ции об­ще­ния. В диалоги­чес­кой ре­чи раз­ви­ва­ют­ся уме­ния, не­об­хо­ди­мые для бо­лее слож­ной фор­мы об­ще­ния – мо­но­ло­га (Ф. А. Со­хин);

б) раз­ви­тие связ­ной мо­но­ло­ги­чес­кой ре­чи пред­по­ла­га­ет формирова­ние уме­ний слу­шать и по­ни­мать связ­ные тек­сты, пересказывать, стро­ить са­мос­то­я­тель­ные выс­ка­зы­ва­ния раз­ных ти­пов. Эти уме­ния фор­ми­ру­ют­ся на ос­но­ве эле­мен­тар­ных зна­ний о струк­ту­ре тек­ста и ти­пах свя­зи внут­ри его.

Все за­да­чи ре­че­во­го раз­ви­тия де­тей тес­но свя­за­ны меж­ду со­бой.

  1. Вос­пи­та­ние у де­тей ин­те­ре­са и люб­ви к ху­до­жес­твен­но­му слову. В про­цес­се оз­на­ком­ле­ния де­тей с ху­до­жес­твен­ной ли­те­ра­ту­рой пе­да­гог фор­ми­ру­ет у де­тей дош­коль­но­го воз­рас­та та­кие эле­мен­тар­ные уме­ния, как: слу­шать и по­ни­мать ху­до­жес­твен­ные про­изве­де­ния, высказы­вать суж­де­ния об их ге­ро­ях. Де­ти ов­ла­де­ва­ют уме­ни­ем, пересказы­вать не­боль­шие ху­до­жес­твен­ные тек­сты, за­по­ми­нать и выразитель­но чи­тать на­и­зусть не­боль­шие дос­туп­ные по со­дер­жа­нию сти­хот­во­ре­ния. У дош­коль­ни­ков обо­га­ща­ет­ся сло­варь, раз­ви­ва­ет­ся образ­ная речь, по­э­ти­чес­кий слух, твор­чес­кая ре­че­вая де­я­тель­ность, форми­ру­ют­ся эс­те­ти­чес­кие и нрав­ствен­ные по­ня­тия.

Выч­ле­не­ние за­дач раз­ви­тия ре­чи но­сит ус­лов­ный ха­рак­тер, в работе с деть­ми они тес­но свя­за­ны меж­ду со­бой. Вза­и­мос­вязь раз­ных ре­че­вых за­дач на ос­но­ве ком­плек­сно­го под­хо­да к их ре­ше­нию соз­да­ет пред­по­сыл­ки для на­и­бо­лее эф­фек­тив­но­го раз­ви­тия ре­че­вых на­вы­ков и уме­ний.

Цель и за­да­чи раз­ви­тия ре­чи де­тей от­ра­же­ны в учеб­ной про­грам­ме дош­коль­но­го об­ра­зо­ва­ния в об­ра­зо­ва­тель­ной об­лас­ти «Раз­ви­тие ре­чи и куль­ту­ра речевого об­ще­ния». В ос­но­ву учеб­ной про­грам­мы по­ло­же­ны дан­ные пси­хо­ло­гии и смеж­ных на­ук об ов­ла­де­нии ре­бен­ком ус­тной речью, что оп­ре­де­ля­ет объем и пос­ле­до­ва­тель­ность тре­бо­ва­ний к де­тям на раз­ных воз­рас­тных сту­пе­нях.

Про­грам­ма пос­тро­е­на так­же с уче­том важ­ней­ше­го педагогического по­ло­же­ния о ве­ду­щей ро­ли де­я­тель­нос­ти в раз­ви­тии ребен­ка; ее ма­те­ри­ал со­от­не­сен с раз­лич­ны­ми ви­да­ми дет­ской деятельнос­ти (иг­ра, за­ня­тия и др.).

Учеб­ная про­грам­ма дош­коль­но­го (об­ра­зо­ва­тель­ная об­ласть «Разви­тие ре­чи и куль­ту­ра речевого об­ще­ния») соз­да­на с уче­том глав­ных ди­дак­ти­чес­ких при­нци­пов – сис­те­ма­тич­нос­ти и вза­и­мос­вя­зи учеб­но­го ма­те­ри­а­ла, его кон­крет­нос­ти и дос­туп­нос­ти. В ней про­сле­жи­ва­ет­ся концен­трич­ность в фор­ми­ро­ва­нии у де­тей ре­че­вых уме­ний (прохождение на каж­дом воз­рас­тном эта­пе од­них и тех же раз­де­лов с пос­те­пен­ным рас­ши­ре­ни­ем и уг­луб­ле­ни­ем их со­дер­жа­ния).

Ус­ло­ви­я­ми осу­щес­твле­ния учеб­ной про­грам­мы яв­ля­ют­ся: правиль­ная ор­га­ни­за­ция жиз­ни де­тей в уч­реж­де­нии дош­коль­но­го образования, об­ще­ние, обу­че­ние на за­ня­ти­ях, куль­тур­ная раз­ви­ва­ю­щая ре­че­вая сре­да, на­ли­чие ди­дак­ти­чес­ко­го обо­ру­до­ва­ния.

 

свернуть

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в организации коррекционной и развивающей работы в группах интегрированного обучения

Учитель-дефектолог является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы. Он проводит занятия по ознакомлению с окружающим, сенсорике, формированию элементарных математических представлений, развитию графомоторных навыков и ориентировке в пространстве, предметно-практической деятельности.

Воспитатели закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий (ручной труд, наблюдения за окружающим и т.п.), а также в режимные моменты.

Чтобы обеспечить единство в работе учителей-дефектологов и воспитателей, необходимо выработать определенную систему деятельности.

  1. Воспитатели совместно с учителем-дефектологом изучают детей.

Учитель-дефектолог индивидуально обследует детей, наблюдает за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности

Результаты совместно обсуждаются и анализируются, намечается индивидуальный план работы с конкретным воспитанником.

  1. Совместно изучается содержание программы и составляется индивидуальная программа развития по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы.

Здесь нужно учитывать, что учитель-дефектолог должен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов деятельности, которые проводит учитель-дефектолог.

Воспитатель проводит предшествующую занятиям с дефектологом работу по уточнению представлений, понятий, по накоплению словаря, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования базовых понятий и универсальных учебных действий. Так же воспитатель закрепляет материал дефектологических занятий.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

  1. Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должны работать и специалисты отделения социально-трудовой реабилитации.

 

  1. Совместное взаимодействие с родителями.

Основная задача педагогов при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционно-образовательного процесса. Педагоги разъясняют родителям о необходимости работы со своим ребенком по заданиям, которые дает учитель-дефектолог и воспитатели, единстве требований педагогов и родителей. При работе с родителями наиболее эффективными являются следующие методы: беседа, консультация, лекция, показ занятия. Включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий, наблюдение и конспектирование занятий учителя-дефектолога, воспитателя, подбор дидактического материала по заданиям, практические консультации по подбору дидактических развивающих игрушек.

Для того чтобы повысить эффективность коррекционно-образовательной работы и исключить прямое дублирование воспитателем занятий дефектолога, необходимо распределить функции:

  • дефектолог формирует первичные базовые понятия и универсальные учебные действия;
  • воспитатель закрепляет их.

Таким образом, на эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное воздействие на воспитанников центра содействия семейному воспитанию.

свернуть

Тест «Стиль педагогического общения»

Выберите наиболее подходящий для Вас вариант ответа.

1) Считаете ли Вы, что ребенок должен:

  1. a) делиться с Вами всеми своими мыслями, чувствами и переживаниями;
  2. b) говорить Вам только то, что сам захочет;
  3. c) оставлять свои мысли и переживания при себе.

2) Если ребенок взял у своего сверстника (в его отсутствие) без разрешения игрушку и пр., то Вы:

  1. a) доверительно с ним поговорите и предоставите возможность самому принять нужное решение;
  2. b) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;
  3. c) известите об этом всех детей и заставите вернуть игрушку с изменениями.

3) Подвижный, суетливый, иногда недисциплинированный ребенок сегодня на занятии был сосредоточен, аккуратен и хорошо выполнил задание. Как Вы поступите:

  1. a) похвалите и всем детям покажете его работу;
  2. b) проявите заинтересованность, выясните, почему как хорошо получилось сегодня;
  3. c) скажите ему: «Вот так бы всегда занимался».

4) Ребенок, входя в комнату, не поздоровался с Вами. Вы:

  1. a) заставите его громко при всех поздороваться;
  2. b) не обратите на это внимание;
  3. c) сразу же начнете общаться с ребенком, не упоминая об его промахе.

 

5) Дети спокойно занимаются. У Вас есть свободная минутка, и Вы предпочтете:

  1. a) спокойно, не вмешиваясь, наблюдать, как они играют и общаются;
  2. b) кому-то поможете, подскажете, сделаете замечание;
  3. c) займетесь своими делами в группе.

6) Какая точка зрения Вам кажется более правильной:

  1. a) чувства, переживания ребенка еще поверхностны, быстро проходят, и на них не стоит обращать особого внимания;
  2. b) эмоции ребенка, его переживания – это важные факторы, с помощью которых его можно эффективно обучать и воспитывать;
  3. c) чувства ребенка удивительны, переживания его значимы, и к ним нужно относиться бережно, с большим тактом.

7) Ваша исходная позиция в работе с детьми:

  1. a) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый должен, может научить и воспитывать его;
  2. b) у ребенка много возможностей для саморазвития, сотрудничество же взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
  3. c) ребенок развивается почти неуправляемо под влиянием наследственности и семьи, и поэтому главная забота, чтобы он был здоров, накормлен и не нарушал дисциплину.

8) Как Вы относитесь к активности самого ребенка:

  1. a) положительно – без нее невозможно полноценное развитие;
  2. b) отрицательно – она часто мешает целенаправленно и планомерно вести обучение и воспитание;
  3. c) положительно, но только тогда, когда активность согласована с педагогом.

9) Ребенок не захотел выполнять задание под предлогом, что делал это дома. Ваши действия:

  1. a) сказали бы: «Ну и не надо»;
  2. b) заставили бы выполнить работу;
  3. c) предложили бы другое задание.

10) Какую позицию Вы считаете более правильной:

  1. a) ребенок должен быть благодарен взрослым за работу о нем;
  2. b) если ребенок не осознает заботу о нем, не ценит ее, то это его дело: когда-нибудь пожалеет;
  3. c) педагог должен быть благодарен детям за их доверие и любовь.

Варианты ответов

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

a

2

3

2

2

3

1

2

3

1

2

b

3

1

3

1

2

2

3

1

2

1

c

1

2

1

3

1

3

1

2

3

3

 

25-30 баллов – предпочтение демократического стиля;

20-24 баллов – склонность к авторитарному стилю;

10-19 баллов – выраженность либерального стиля общения.

свернуть

Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога

Цель работы с молодыми специалистами: создание условий для самореализации, для приобретения ими практических навыков, необходимых для педагогической деятельности, закрепление молодых специалистов в коллективе.

Задачи: формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании. Помочь воспитателю дошкольного образования, опираясь на передовой педагогический опыт, творчески внедрять идеи на практике. Создать условия для профессиональной адаптации молодого воспитателя в коллективе. Способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности.

Этапы педагогической деятельности молодого специалиста:

1-й этап педагогической деятельности – диагностический (первый год);

2-й этап педагогической деятельности – самостоятельный творческий поиск (второй год).

Ожидаемые результаты:

- адаптация и подготовка к профессиональной деятельности молодого специалиста;

- совершенствование системы методической работы с молодыми специалистами дошкольного учреждения;

- повышение качества образования, уровня аналитической культуры всех участников образовательных отношений;

- умение проектировать образовательную деятельность, на основе творческого поиска через самообразование;

- умение индивидуально работать с воспитанниками;

-  становление молодого педагога как профессионала;

- повышение методической, интеллектуальной культуры педагога;

- повышение квалификационной категории.

 

1-й год работыдиагностический этап

«Знания и умения педагога залог творчества и успеха воспитанников»

Сроки

Мероприятия

1.

Август

1. Организационные мероприятия:

- собеседование с молодым специалистом;

- знакомство с традициями дошкольного учреждения;

- выбор и назначение педагогов-наставников.

2. Диагностика умений и навыков молодого педагога.

3. Общая характеристика основных проблем начинающего педагога.

4. Разработка и утверждение плана работы с молодыми специалистами

2.

Сентябрь

 

1. Изучение нормативного правового обеспечение деятельности учреждений, реализующих образовательную Программу   дошкольного образования, локальных актов дошкольного учреждения;

- Устав.

2. Коррекция планов образовательной деятельности, планов молодых специалистов.

3.

Октябрь

1. Выбор методической темы (планирование работы по теме самообразования.

2. Организация работы с начинающими педагогами и уровни компетенции молодого специалиста

4.

Ноябрь

 

1. Практикум «Оптимизация выбора методов и средств образования при организации разных видов детской деятельности»

 2. Вебинар «Организация успешной работы в дошкольном учреждении для молодых специалистов».

5.

Декабрь

 

1. Подготовка к анализу педагогического мероприятия.

2. Критерии эффективности планирования педагогических мероприятий.

3. Планирование педагогического мероприятия.

4. Организация и проведение педагогического мероприятия.

5. Подведение итогов, критерии оценки педагогического мероприятия.

6. Практикум «Алгоритм анализа педагогического мероприятия»

6

Январь

Февраль

 

1. Вебинар «Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога».

2. Изучение методических разработок: «Методика проведения родительского собрания», «Тематика родительских собраний».

3. Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций».

7.

Март

Семинар-практикум: «Методические приёмы по проведению занятий по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения».

8.

Май

1. Семинар-практикум: «Методические приёмы по проведению занятий по образовательной области «Элементарные математические представления».

2. Творческий отчёт молодого педагога.

3. Творческий отчёт педагога-наставника.

9.

В течение года

1. Выявление педагогических проблем молодых воспитателей, выработка необходимых рекомендаций.

2. Участие молодых специалистов в мероприятиях, семинарах, совещаниях.

3. Взаимопосещения занятий.

4. Проведение консультационной работы по запросам молодых специалистов и согласно годового плана.

 

 

2-й год работы –  самостоятельно-творческий  

«Самостоятельный творческий поиск»

 

Сроки

Мероприятия

1.

Август

Корректировка и утверждение плана работы с молодыми специалистами.

 

2.

Сентябрь

 

Анализ изменений в рабочих программах, в планах образовательной деятельности, других документах к началу учебного года.

3.

Октябрь

 

Семинар «Современные педагогические технологии, их использование в образовательной деятельности

4.

Ноябрь

Вебинар «Организация успешной работы в дошкольном учреждении для молодых специалистов».

5.

Декабрь

 

1. Круглый стол «Проектная деятельность как модель педагогической технологии».

2. Практикум «Организация проектной деятельности, оформление, подготовка к выступлению и защите проекта».

6.

Январь

1. Вебинар «Индивидуальный план профессионального становления молодого педагога».

2. Психологические тренинги «Учусь строить отношения», «Анализ педагогических ситуаций».

7.

Февраль

 

1. Основы самоанализа педагогического мероприятия. 2. Образцы самоанализа педагогического мероприятия. 3. Сравнительный анализ и самоанализ. Памятка для проведения самоанализа педагогического мероприятия.

8.

Март

 

Семинар-практикум: «Методические приёмы по проведению занятий по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения».

9.

Апрель

1. Рост профессионализма молодого специалиста:

- открытые мероприятия;

- выступления-презентации по теме самообразования;

- методическая выставка (систематизация наработок за 2 года профессиональной деятельности).

- подготовка материалов для повышения квалификационной категории.

10.

Май

Семинар-практикум: «Методические приёмы по проведению занятий по образовательной области «Элементарные математические представления».

11.

В течение года

 

1. Выявление педагогических проблем молодых специалистов, выработка необходимых рекомендаций.

2. Участие молодых специалистов в мероприятиях учреждения, семинарах, совещаниях и т.д.

3. Взаимопосещения занятий.

4. Проведение консультационной работы по запросам молодых специалистов и согласно годового плана.

свернуть

Польза дыхательной гимнастики в работе педагога

Профессия «человек-человек» являются достаточно стрессогенными. К им относится и педагог. Г. Селье неоднократно подчеркивал, что стресс сам по себе не является болезненным состоянием, а напротив, служит целям адаптации и выживания. Однако сказанное относится скорее к миру животных, нежели к цивилизованному человеку; у последнего стрессовую реакцию в подавляющем большинстве случаев следует квалифицировать как неадекватное возбуждение примитивных защитных механизмов: организм активизируется для физической активности (бегство и др.), неприемлемой в условиях социальной регламентации. Конфликт между «картиной» и «схемой» оказывается разрушительным для обеих этих составляющих психики; поскольку же деятельность организма регулируется последней – «схемой», то указанный конфликт приводит к сбоям в работе физиологических систем организма, те же, в свою очередь, по механизмам обратной связи и в качестве аффекторной психически опосредованной активности оказываются специфическим и весьма многоликим психотравмирующим фактором. Таким образом, замыкается своеобразный «порочный круг», что и побудило Г. Селье к введению понятия «дистресса», который, по выражению автора, «всегда неприятен».

В комплексной реакции стресса значительное место занимает дыхание, в этой связи на него распространяется и представленное положение (кроме того, мышечное напряжение является своего рода «исполнительным органом» дыхания, а потому его состояние имеет здесь существенное значение). Установлено, что при стрессе дыхание становится более частым, что объясняется необходимостью удовлетворить повышенную потребность организма в кислороде (для обеспечения бегства и т. п.). Однако отсутствие соответствующей двигательной реакции приводит и к нарушению дыхательной функции: дыхание становится поверхностным и прерывистым, осуществляется через нос, а возникающая гипероксигенация парадоксальным образом вызывает одышку.

 Вместе с тем, нельзя не учитывать, что в процессе социализации ребенок научается подавлять множество естественных актов, так или иначе связанных с функцией внешнего дыхания: крик, кашель, чихание, зевоту, сопение и т. д. Кроме того, социумом табуируются проявления недовольства «глубоким вздохом», «плачем» и т. д. Таким образом, устанавливается нефизиологичный, неадекватный контроль за собственным дыханием, происходящий уже автоматически.

Впервые связь дыхания с эмоциональным состоянием человека была озвучена в научной литературе Е. Джекобсоном (это взаимоотношение угадывалось и прежде, о чем свидетельствует множество языковых оборотов, культовых ритуалов и т. п.). Он определил два существенно важных момента: во-первых, при переживании эмоции страха у человека напрягаются мышцы артикуляции и фонации (по всей видимости, это эволюционно закрепленный и теперь заторможенный рефлекс «крика» – отпугивающего или призывающего на помощь); во-вторых, депрессивные состояния сопровождаются напряжением дыхательной мускулатуры (по всей видимости, заторможенный «плач»). Впрочем, напряжением этих групп мышц, участвующих, заметим, в обеспечении функции внешнего дыхания, положение не ограничивается.

 Страх проявляется общей мобилизацией организма, а дыхание, соответственно, автоматически задерживается, что связано с напряжением дыхательной мускулатуры в состоянии «готовности», «ожидания», что также скорее всего эволюционно значимо, поскольку временная остановка дыхания (то есть фактически «затаивание») позволяет животному скрыть свое местонахождение. С другой стороны, известно, что приступы удушья (как астматические или инфарктные (респираторная форма ИМ), так и при внешнем блокировании дыхательных путей (аспирация или обтурация)) сопровождаются выраженной эмоцией страха, вплоть до паники, что объясняется витальностью дыхательной функции.

Иными словами, как эмоция страха вызывает задержку дыхания, так и задержка дыхания вызывает эмоцию страха, то есть созданы все условия для возникновения «порочного круга»: «страх – задержка дыхания – страх – задержка дыхания». Однако если у животного задержка дыхания в ситуации страха скорее всего перейдет в интенсивное дыхание (или во время бегства, или же – этот механизм встречается даже у домашних питомцев – активным «отдыхиванием» – частым, поверхностным дыханием), то у человека такой возможности практически нет. В результате подобного «замыкания» человек лишается возможности полноценного отдыха, который всегда и обязательно сопряжен с глубоким и размеренным дыханием.

Таким образом, если совместить все приведенные выше факты, то становится очевидно: дыхание человека лишено природной естественности, что неизбежно влечет за собой и дезадаптивные нарушения психического. В этой связи актуальность нормализации дыхания, возвращение ему его.

Есть и ещё один очень важный аспект. Дыхание всегда сопровождается звуком, хотя бы даже и очень незначительным. Поэтому, переживая страх, животное пытается, насколько это возможно, не дышать, чтобы не выдать таким образом своё местонахождение хищнику. Можно сказать, что задержка дыхания – это инстинктивная защитная реакция в ситуации грозящей опасности. Но, как мы видели на примере с приступом удушья или инфарктом, это правило работает и в обратном направлении! Подавленное, затруднённое дыхание подсознательно, автоматически вызывает в нас страх. Иными словами, если вы не дышите – вы боитесь, если вы боитесь – вы не дышите. Итак, оказывается, что страх спаян с дыханием точно так же, как и с физическим напряжением Это позволяет нам сделать следующий немаловажный вывод.

Страх непосредственным образом связан с процессом дыхания. Если вы приостанавливаете дыхание или дышите поверхностно, в вас автоматически возникает страх или чувство тревоги. Если же вы дышите свободно и полно, вы будете чувствовать себя спокойно и уверенно.

 

Практика

Если вы чувствуете некий психологический дискомфорт, обратите внимание на своё дыхание.

Просто сконцентрируйтесь на своём дыхании, будьте «здесь и сейчас», чувствуйте своё дыхание и только его. Сядьте с выпрямленной спиной и считайте свои дыхания:

«раз» – при вдохе,

«два» – при выдохе,

«три» – при новом вдохе,

«четыре» – при новом выдохе и так далее. Продолжайте счёт только до «десяти», поскольку с большими числами счёт дыханий сложен.

Пройдите два, три таких цикла.

Как видите, это несложно, правда, есть некоторые тонкости, которые вам следовало бы знать.

  1. Считать и дышать не составит проблемы, но вы не должны ни на что больше отвлекаться – вот где собака зарыта. Нельзя ни мечтать, ни просто отдаться дыханию, т. е. дышать «на автомате». Для того чтобы достичь цели (ощутить своё дыхание и почувствовать себя его хозяином), необходимо отдавать все своё внимание именно «одному», именно «двум», именно «трём» и т. д. Ваш счёт, каждая цифра должны столкнуться с дыханием, с вдохом или выдохом, и слиться с ним воедино – сильно, почти страстно и монолитно. Станьте каждой точкой и каждым числом своего счета. Помните, что вы и ваше дыхание – все это часть настоящего момента, в этом вам поможет «здесь и сейчас». Вкладывайте себя в каждое число, следуйте за своим дыханием, за своим вдохом, выдохом, паузой.
  2. Обратите внимание на те препятствия, которые не дают вам дышать в полную меру. Сначала обратите внимание последовательно на все фазы процесса дыхания: вдох, выдох, пауза. Почувствуйте, как воздух входит в нос, проходит через горло и шею в бронхи. Ощутите, как расходятся ваши ребра на вдохе, как растягивается спина, как увеличивается пространство, которое вы занимаете, когда расширяется грудь. Последите за животом, как он выпячивается на вдохе и втягивается на выдохе. Следуя за выдохом, почувствуйте, как эластично, без особого усилия ваши ребра и мышцы возвращаются в исходное состояние покоя, предшествующее следующему вдоху. Не сопротивляетесь ли вы дыханию? Попробуйте это понять.
  3. Почувствуйте, какие группы мышц вас не слушаются, «не хотят» дышать. Может быть, напряжена диафрагма, возможно, в вас подавлено желание разрыдаться или выразить своё отвращение (подавлен «рвотный рефлекс»). Если вы встречаете сопротивление в горле – это, скорее всего, подавленное желание кричать. Может быть, слишком отведены назад и опущены лопатки, за счёт чего выпячена грудь, возможно, что вы пытаетесь казаться более внушительным. Нет ли здесь спрятанного от всех, в том числе от самого себя, страха? Кроме того, подавленное желание плакать непременно приводит к головной боли. Стиснутые зубы также препятствуют дыханию, а зубы мы сводим на морозе или когда подавляем агрессию. Помните об этом и не допускайте, чтобы напряжения, подавляющие ваше дыхание, брали над вами верх.
  4. В процессе дыхания необходимо почувствовать те движения, которые возникают в теле под его воздействием. Если вы полноценно ощутите своё дыхание, то вам не составит труда почувствовать, как возникающая на вдохе теплота, свежесть или, напротив, тяжесть перемещается по передней брюшной стенке вниз, в таз. А на выдохе это же ощущение (может быть, более лёгкое) вы воспримите текущим по спине. Такая концентрация этих ощущений сделает вас более чувствительными. Ощутите также, как теплеют ваши руки и ноги, как появляется в теле лёгкость и расслабленность. Если дыхание не даётся вам сразу, не беда. Нужна работа, но вам также может помочь обычное наблюдение. Приглядитесь к тому, как дышат окружающие. Посмотрите за частотой, глубиной, регулярностью дыхательных движений. Понаблюдайте за остановками, паузами, зеванием. Вам будут интересны тяжёлые вздохи, покашливания, сопение, хмыканье, чиханье, пыхтенье, кряхтенье и т. п. Каждый дышит по-своему, и за каждой особенностью что-то стоит, попытайтесь угадать, что именно, и тогда вам легче будет понять самого себя.

Дышать нужно естественно, как того требует природа. 

свернуть

Организация и методика проведения прогулки в дошкольном учреждении

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Требования к продолжительности прогулки. Длительность проведения прогулок на улице.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Время, отведенное на прогулки, должно строго соблюдаться. Общая продолжительность её составляет 4 – 4,5 часа.

- Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

- В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня – до обеда, во вторую половину дня – перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги) в холодную погоду, рекомендуется отправлять детей в помещение,  на обогрев, не более чем на 5-7 минут. 

-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Требования к оборудованию и санитарному состоянию участка детского сада для проведения прогулок.

Для осуществления задач всестороннего развития детей большое значение имеет озелененный, в соответствии с педагогическими и гигиеническими требованиями, спланированный и оборудованный участок. На  участке выделяются места для проведения подвижных игр и развития движений детей (ровная площадка), для игр с песком, водой, строительным материалом, для творческих игр и игр с различными игрушками.

На участке должно быть оборудование для развития движений: заборчики для лазанья (трехгранные, четырехгранные и шестигранные), бревно для упражнения в равновесии, горка, инвентарь для упражнений в прыжках, метании. Все это должно иметь привлекательный вид, быть прочным, хорошо обработанным, закрепленным и соответствовать возрасту и силам детей. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. Игровые площадки заканчиваются дорожками, по которым дети могут кататься на велосипедах, самокатах.

Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь  беседки для защиты от дождя и солнца. При сухой и жаркой погоде полив участка, песка производится не менее 2-х раз в день. Уборка территории участка проводится воспитателями, помощниками воспитателя и дворником ежедневно: утром до прихода детей и по мере загрязнения территории. У входа в здание следует иметь решетки, скребки, коврики, щетки. В зимнее время на участке следует устроить горку, ледяные дорожки и снежные сооружения, каток (если позволяют условия).

Подготовка к прогулке.

Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия, чтобы ребенку было удобно сесть, надеть рейтузы или обувь и не мешать при этом другим детям.

Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по подгруппам:

- воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают рейтузы, обувь, затем платок, пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать помощник воспитателя, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.

Требования к одежде детей:

- в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку.

Выходя на прогулку, дети сами выносят игрушки и материал для игр и занятий на воздухе.

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель заранее продумывает ее содержание, вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой.

Правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей. 

Структура прогулки: (традиционная)

1.​ Наблюдение.

2.​ Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3.​ Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4.​ Труд детей на участке.

5.​ Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений могут быть:

- Живая природа: растения и животные;

- Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

- Труд взрослых.

Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т.д.).

Виды наблюдения:

  • ​ Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характерные движения, издаваемые звуки и т.д.
  • ​ Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения, воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

  1. устанавливаются факты;
  2. формируются связи между частями объекта;
  3. идет накопление представлений у детей;
  4. проводятся сопоставления;
  5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее.

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений.

Подвижные игры.

Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным. В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших – 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков.

Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Переобуваются, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

Особенности организации двигательной активности в зимний период:

- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.

Дидактические игры и упражнения.

Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в  старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит: из дидактической задачи, содержания, правил, игровых ситуаций.

При использовании д/игры воспитатель должен следовать педагогическим принципам:

-​ опираться на уже имеющиеся у детей знания;

- задача должна быть достаточна  трудна, но и в то же время доступна детям;

- постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

- конкретно и четко объяснять правила;

Виды дидактических игр:

  • ​ Игры с предметами (игрушками или природным материалом),
  • ​ Словесные игры.

Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т.д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.

На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.

Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет), а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Трудовая деятельность детей на участке.

Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-19 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.

Формами организации труда детей являются:

  • ​ Индивидуальные трудовые поручения;
  • ​ Работа в группах;
  • ​ Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания – последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, без шума, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики. Надевают тапочки, приводят костюм и прическу в порядок и идут в группу.

 Целевые прогулки. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

Целевые прогулки проводятся  на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. 

Детям  воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, здания общественного назначения (магазин, Дом культуры, и т. п.).  Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Интегративный подход к проведению прогулок дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

Перед выходом на прогулку работники Учреждения, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.

В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. 

В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизические особенности детей данного возраста, предшествующую деятельность детей, погодные условия.

Запрещается:

  • ​ Оставлять детей одних, без присмотра работников учреждения;
  • ​ Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Алгоритм проведения прогулок в детском саду

1.​ Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

2.​ Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

3.​ Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.

4.​ Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.

5.​ Подготовьте участок для проведения прогулки. На нем не должно быть ядовитых или колючих растений, грибов, кустарников с ягодами. Кроме того, необходимо убрать весь мусор с территории участка. В летнее время каждое утро необходимо поливать и перекапывать песок в песочнице. Это поможет подготовить песочницу к приходу детей, а также позволит обнаружить возможный мусор в песке.

6.​ При проведении прогулки обязательно чередуйте виды деятельности дошкольников. Прогулку начните с наблюдения. Это могут быть наблюдение за объектами живой и неживой природы, людьми разных профессий.

7.​ Включите в прогулку трудовую деятельность. Это может быть помощь  ребят в расчистке участка от снега, осенью – листьев и т.д.

 

свернуть

Микрокабинет воспитателя дошкольного образования

Примерный перечень пособий и материалов в микрокабинете воспитателя:

  1. Нормативные правовые и инструктивно-методические документы, регулирующие деятельность учреждения дошкольного образования.
  2. Литература (для своей возрастной группы):

— методическая;

— детская;

— картотека на имеющуюся литературу;

— аннотированный учет обеспеченности учебными изданиями, официально утвержденными либо допущенными в качестве соответствующего вида учебного издания Министерства образования Республики Беларусь, рекомендованными организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение образования.

Литература должна размещаться в соответствии с образовательными областями, должна быть рекомендована к использованию Министерством образования Республики Беларусь или Национальным институтом образования.

  1. Методический материал (для своей возрастной группы):

— конспекты занятий;

— сценарии праздников, развлечений, игровых комплексов, игр и т.п. по образовательным областям;

— наглядные учебные пособия для педагогов;

— учебные пособия для воспитанников;

— рекомендации, памятки;

— таблицы, рисунки, модели;

— паспорта комнатных растений;

— подборки загадок, пословиц и поговорок, скороговорок, считалок и т.д.

  1. Картотеки:

— дидактических игр;

— подвижных игр;

— театральных игр;

— белорусских народных игр;

— пальчиковой гимнастики;

— физкультминуток;

— дыхательных упражнений;

— зрительной гимнастики;

— опытов и экспериментов;

— сюжетно-ролевых игр;

— интеллектуально-творческих игр;

— игровых упражнений и т.д.

  1. Дидактические, наглядно-дидактические, раздаточные, демонстрационные материалы (для организации занятий по реализации задач по всем разделам учебной программы дошкольного образования)

— тематические материалы («Игрушки», «Мебель», «Посуда», «Овощи», «Фрукты», «Поры года», «Неживая природа», «Растения», «Птицы», «Животные», «Насекомые», «Природные сообщества», «Одежда», «Обувь», «Бытовая техника», «Организм человека», «Транспорт», «Труд взрослых» и др.);

— цифры и счетный материал;

— наборы геометрических фигур разного размера и цвета;

— разрезные картинки и т.д.

  1. Материалы для организации занятий по изобразительной деятельности (отдельно размещаются материалы для рисования, лепки, аппликации, конструирования, детского дизайна, ознакомления с произведениями изобразительного искусства):

— материалы и оборудование для занятий (по всем видам изобразительной деятельности) – трафареты, штампы, лекало, силуэтные изображения предметов и т.д.;

— образцы работ;

— рекомендации по ознакомлению с произведениями искусства;

— конспекты занятий по всем видам изобразительной деятельности;

— произведения живописи (репродукции картин), книжной графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, скульптуры малых форм, дизайна;

— альбомы с рисунками и фотографиями различных построек;

— материалы для нетрадиционных техник рисования (печатки, губки, ватные тампоны и др.);

— природный и бросовый материал для изготовления поделок (катушки, жёлуди, каштаны, шишки, мох, засушенные листья и пр.);

— поделки из природного и бросового материала;

— бумага разной фактуры;

— альбомы для раскрашивания, раскраски и др.

  1. Материалы по организации взаимодействия с родителями:

— тексты консультаций, бесед;

— разработки деловых игр, совместных развлечений;

— сценарии мастер-классов, круглых столов, семинаров;

— советы родителям по организации игр, занятий с детьми дома, оборудованию уголков для игры и др.;

— образцы анкет на различную тематику;

— итоговые материалы проведенного анкетирования;

— памятки, буклеты, материалы папок-передвижек и т.д.

  1. Дидактические игры и пособия по формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни.
  2. Дидактические пособия по развитию речи.
  3. Дидактические пособия и материалы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников.
  4. Дидактические игры, пособия и материалы по экологическому воспитанию дошкольников.
  5. Материалы периодической печати (научно-методические журналы, газеты).
  6. Материалы самообразования педагога.

Для систематизации материалов необходимо составить паспорт микрокабинета, где указывается наименование материала и место его расположения. Также рекомендуется иметь план развития микрокабинета.

 

 

свернуть