Физиологическая готовность ребенка к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности к школьному обучению проводят медики по определенным критериям. Часто болеющие, физиологические ослабленные дети, даже при наличии высокого уровня умственных способностей, нередко испытывают трудности в обучении. Физиологическая готовность подразумевает также и развитие мелкой моторики (пальчиков, координации движений).
К началу школьного обучения необходимо сформировать у ребенка умения:
- правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
- рисовать узоры по клеточкам и в линию;
- заштриховывать фигуры, не выходя за контуры;
- рисовать фигуры и картинки по заданному контуру.
Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребенок. Включает в себя: определенный запас представлений об окружающем, элементарные математические представления, начальные навыки чтения и письма.
К 6 годам дошкольники имеют определенный запас знаний и представлений об окружающем мире: знают
- свое имя и фамилию, имена и отчество родителей;
- домашний адрес;
- возраст;
- устанавливают родственные связи (знают имена братьев, сестер, бабушек, дедушек);
- называют, кем работают родители;
- различают времена года, перечисляют их признаки, части суток;
- знают названия и последовательность дней недели;
- имеют элементарные представления о растениях и животных, о свойствах предметов и явлений.
Как правило, к моменту поступления в школу ребенок владеет следующими элементарными математическими представлениями:
- умеет считать от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- сравнивать числа первого десятка между собой;
- уменьшать и увеличивать числа в пределах 10;
- определять пропущенное число;
- соотносить цифру с количеством предметов;
- сравнивать предметы по высоте, ширине, длине;
- различать формы предметов;
- решать простые примеры и задачи на сложение и вычитание;
- знать состав чисел первого десятка.
Речевая готовность Низкий уровень развития устной речи ребенка приводит к значительным трудностям в овладении им в школьном возрасте письменной речью. Чем лучше у ребенка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Речевая готовность включает в себя:
- умение правильно произносить все звуки родного языка;
- различать и называть слова с определенным звуком;
- определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- определять количество букв и звуков в словах;
- делить слова на слоги;
- складывать из букв слова, из слов предложения;
- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- подбирать синонимы и антонимы;
- пересказывать знакомые сказки и рассказы;
- составлять рассказы по картинке (серии картинок)